Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ "Краснодарское водохранилище" при проведении электронного аукциона: "Ремонтно-восстановительные работы по длине 465 м.п. упорной призмы "Берегоукрепление на левом берегу р. Кубань в а. Старобжегокай, Тахтамукайского района, Республика Адыгея" (извещение N 0318100019517000054) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки установлены нестандартные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ "Краснодарское водохранилище" проводился электронный аукцион: "Ремонтно-восстановительные работы по длине 465 м.п. упорной призмы "Берегоукрепление на левом берегу р. Кубань в а. Старобжегокай, Тахтамукайского района, Республика Адыгея" (извещение N 0318100019517000054).
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 212 892,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Сведения о товарах (материалах), применяемых при выполнении работ" установлены следующие требования:
Наименование товара |
Наименование показателя |
Требования к характеристикам товаров, в том числе, к характеристикам и значениям, которые могут изменяться |
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, со значениями характеристик |
КАМНИ ГОСТ 4001-2013 |
Описание |
Стеновые камни из горных пород необходимы объемные СОНБ. |
|
Марка по прочности при сжатии |
|
Не ниже 400 |
|
Форма |
куски и/или глыбы неправильной формы с [угловатыми или округлыми очертаниями]. |
|
|
Горная порода |
прочная, среднепрочная или низкопрочная |
|
|
Марка по морозостойкости |
|
min F50 |
|
Сведения |
Камни не должны иметь сквозных трещин. |
|
По мнению заявителя, заказчиком установлены избыточные требования к товару, которые становятся известными только после проведения испытаний.
В соответствии с п.3.1, 3.2, 3.4 ГОСТ 4001-2013 стеновые камни из горных пород подразделяют на объемные и плитчатые.
Объемные стеновые камни подразделяют на следующие виды:
- мерные камни: лицевые (СОМЛ) и рядовые (СОМР).
- необработанные бутовые камни (СОНБ).
Мерные камни имеют форму прямоугольного параллелепипеда, бутовые камни - форму кусков и глыб неправильной формы с угловатыми или округлыми очертаниями.
Бутовые камни должны иметь размеры: кусков от 100 до 500 мм, глыб свыше 500 до 1000 мм. По согласованию с заказчиком допускается изготовление бутовых камней других размеров. Содержание в партии бутового камня кусков размером менее заданного и глыб размером более заданного не должно превышать 10% по массе.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к использованию необработанных бутовых камней (СОНБ).
В соответствии с положением инструкции по заполнению заявки "Значения (в том числе требования, характеристики), выделенные квадратными скобками "[" "]" либо прямо указанные как "неизменный показатель", либо являющиеся обозначением фракции товара, либо температурой испытания товара, либо "норма" показателя согласно требований государственного стандарта, а также в случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, участник закупки изменять не должен, наименование показателя установленное Заказчиком указывается в неизменном виде".
Таким образом, участникам закупки необходимо оставить данный показатель без изменения.
Согласно п.4.6 ГОСТ 4001-2013 бутовые камни СОНБ изготовляют из прочных, средне- и низкопрочных пород. Физико-механические свойства горных пород, из которых изготовляют камни СОНБ, должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Марка по прочности при сжатии |
Средняя плотность, кг/м, не менее |
Водопог-лощение, %, не более |
Предел прочности при сжатии породы в сухом состоянии, МПа (кгс/см), не менее |
Снижение прочности при сжатии породы в водонасыщенном состоянии, %, не более |
Наименование горной породы |
|||
Прочные горные породы | ||||||||
2000 |
2500 |
0,75 |
200 (2000) и более |
25 |
Гранит, гранодиорит, граносиенит, мигматит, кварцевый порфир, кварцит |
|||
1800 |
|
|
От 180 (1800) до 200 (2000) |
|
|
|||
1600 |
|
|
" |
160 (1600) |
" |
180 (1800) |
|
|
1400 |
|
|
" |
140 (1400) |
" |
160 (1600) |
|
|
1200 |
|
|
" |
120 (1200) |
" |
140 (1400) |
|
|
1000 |
|
|
" |
100 (1000) |
" |
120 (1200) |
|
|
Среднепрочные горные породы | ||||||||
800 |
2500 |
0,75 |
80 (800) и более |
30 |
Лабрадорит, диабаз, диорит, сиенит, порфирит, гнейс, габбро, габброанортозит, габбродиабаз, пироксенит, троктолит, плотный базальт, тешенит, кинцигит, долерит, амфиболит, кварцевый песчаник |
|||
700 |
Не нормируется |
70 (700) и более |
30 |
Андезит, дацит, трахит, липарит, кристаллический сланец |
||||
600 |
|
От 60 (600) до 70 (700) |
|
|
||||
500 |
2600 |
0,75 |
50 (500) и более |
30 |
Мрамор, мраморизованный известняк, полирующийся доломит, мраморный оникс, полирующийся травертин, конгломерат, брекчия, серпентинит |
|||
Низкопрочные горные породы | ||||||||
400 |
Не нормируется |
40 (400) и более |
30 |
Пористый базальт, фельзитовый туф, песчаник |
||||
350 |
Не нормируется |
От 35 (350) до 40 (400) |
35 |
Плотный известняк, плотный неполирующийся доломит, неполирующийся травертин, известняковый песчаник |
||||
300 |
|
" |
30 (300) |
" |
35 (350) |
|
|
|
250 |
|
" |
25 (250) |
" |
30 (300) |
|
|
|
200 |
|
" |
20 (200) |
" |
25 (250) |
|
|
|
150 |
|
" |
15 (150) |
" |
20 (200) |
|
|
|
100 |
Не нормируется |
10 (100) и более |
35 |
Пористые известняк и доломит, известняк-ракушечник, вулканический туф (кроме фельзитового) |
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрено "Слово "или" применяемое в конструкции "значение, значение или значение", "значение, значение, значение, значение или значение" при указании взаимоисключающих значений означает, что участникам закупки необходимо выбрать и предоставить в заявке одно значение".
Таким образом, участники закупки имеют возможность указать значения характеристик с учетом требований ГОСТ и аукционной документации без проведения испытаний товара.
Также заявитель указывает, что установленное заказчиком требование к марке по морозостойкости "min F50" вводит участником закупки в заблуждение и не позволяет корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
В соответствии с п.4.9 ГОСТ 4001-2013 по морозостойкости стеновые камни подразделяют на марки: F15, F25, F35, F50, F100, F150, F200, F300. Марку стенового камня по морозостойкости выбирают в зависимости от климатического района строительства и условий его применения.
Согласно инструкции по заполнению заявки "Слова "min", "минимум", установленные непосредственно перед значением - участникам закупки необходимо предоставить в заявке конкретное значение, более в числовом (количественном) выражении установленного".
Установленное заказчиком требование к марке по морозостойкости "min F50" не требует предоставления в составе первой части заявки конкретного либо неконкретного значения результата испытаний на морозостойкость, а именно в числа циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое при испытании выдерживают образцы. При этом участник закупки обязан выполнить требования заказчика в части указания марки без указания конкретного числа циклов замораживания и оттаивания.
При этом марка бетона по морозостойкости может и должна быть указана участником в составе первой части заявки без ограничения доступа к участию в аукционе.
Таким образом, участники закупки имеют возможность указать значения характеристик с учетом требований ГОСТ и аукционной документации.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100019517000054).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 сентября 2017 г. N ЭА-2210/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2017