Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт дорог Новомихайловского городского поселения" (извещение N0118300013617000098) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заказчиком установлены избыточные требования к товарам (материалам).
На рассмотрение представителем Заказчика представлена документация электронного аукциона, извещение о проведении электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Новомихайловского городского поселения Туапсинского района проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт дорог Новомихайловского городского поселения" (извещение N0118300013617000098).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 108 694,96 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Документация электронного аукциона содержит Раздел N2 "Описание объекта закупки", где в Приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования показателям качества, техническим и функциональным характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ:
13 |
Растворитель |
Растворитель должен быть марки Р-4 |
|
Назначение растворителя должен быть для разбавления лакокрасочных материалов на основе поливинилхлоридных хлорированных смол ПСХ ЛС в ПСХ ЛН; сополимеров винилхлорида; эпоксидных смол и других пленкообразующих веществ |
|
Массовой доли бутилацетата, % не более 12 | ||
Плотность, г/см3 не менее 0,85 | ||
Цвет и внешний вид должен быть слегка желтоватой однородной прозрачной жидкостью без видимых взвешенных частиц | ||
Кислотное число, мг КОН/г не более 0,07 | ||
Разбавляющее действие не должно наблюдаться свертывания и расслаивания ЛКМ, после высыхания не должно быть побеления пленки на поверхности, а также белесоватых и матовых пятен | ||
Температура вспышки в закрытом тигле, °С не ниже -10 |
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлены требования к химическому составу товара по поз.13 "Растворитель" по параметрам: "Массовой доли бутилацетата, % не более 12", "Кислотное число, мг КОН/г не более 0,07".
Из письменных пояснений Заказчика следует, что требования по поз.13 "Растворитель" установлены в соответствии с ГОСТ 7827-74 "Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12 для лакокрасочных материалов. Технические условия (с Изменениями N 1-5)". Согласно п.1.2 растворители должны соответствовать требованиям ГОСТ 31089-2003 и настоящего стандарта и изготавливаться по рецептуре и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке, причем массовой доли бутилацетата должно быть для марок: Р-4 - не более 12%, Р-4А - отсутствие, Р-5 - не более 10%, Р-5А - не более 30%.
Согласно п.1.3 по физико-химическим показателям растворители должны соответствовать нормам, указанным в табл.2.
Наименование показателя |
Норма для марки |
Метод испытания |
||||
|
Р-4 |
Р-4А |
Р-5 |
Р-5А |
Р-12 |
|
1. Цвет и внешний вид |
Бесцветная или слегка желтоватая однородная прозрачная жидкость без видимых взвешенных частиц |
По п.3.2 |
||||
2. Массовая доля воды по Фишеру, %, не более |
0,7 |
0,7 |
1,0 |
По ГОСТ 14870-77 и п.3.3 настоящего стандарта |
||
3. Летучесть по этиловому эфиру |
5-15 |
9-15 |
8-14 |
По п.3.4 |
||
4. Кислотное число, мг КОН/г, не более |
0,07 |
0,07 |
0,10 |
По ГОСТ 23955-80 и п.3.5 настоящего стандарта |
||
5. Число коагуляции, %, не менее |
24 |
30 |
22 |
По п.3.6 |
||
6. Разбавляющее действие |
Не должно наблюдаться свертывания и расслаивания ЛКМ. После высыхания не должно быть побеления пленки на поверхности, а также белесоватых или матовых пятен |
По п.3.7 |
||||
7. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
Минус 10 |
Минус 8 |
Минус 12 |
Минус 3 |
5 |
По ГОСТ 12.1.044 |
Так, в соответствии с указанной выше таблицей, показатель "Кислотное число, мг КОН/г, не более" определяется по результатам испытаний в соответствии с ГОСТ 23955-80 и п.3.5 настоящего стандарта.
Также в Разделе "Требования к материалам" Заказчиком установлены требования: "Зерновой состав песка в песчано-гравийной смеси должен быть размером фракций менее 0,16 мм, от 0,16 до 0,315 мм, от 0,315 до 0,63 мм, от 0,63 до 1,25 мм, от 1,25 до 2,5 мм, от 2,5 до 5,0 мм", "Зерновой состав гравия в песчано-гравийной смеси должен быть фракций размером от 5 до 10 мм, от 10 до 20 мм, от 20 до 40 мм, от 40 до 70 мм", "Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц в природной песчано-гравийной смеси [не превышает 2%] в том числе глины в комках 0,25%", "Содержание частиц песка в составе обогащенной песчано-гравийной смеси проходящих через сито с сеткой N 016 должно быть: до 10% по массе", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов песчано-гравийных смесей должна быть: до 740", "Содержание битума в асфальтобетонной смеси должно быть не менее 4,5 не более 6,0 % по массе смеси", "Температура при укладке должна быть [не менее 110 0С]", "Пористость минеральной части не более 23 %", "Содержание прочих активных минеральных добавок включая глиеж должно быть не более 20 % по массе" и т.д.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение значения которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 801
по делу N ЭА-2349/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
07 сентября 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 07.09.2017 года по делу N ЭА-2349/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТАНДЕМ" на действия администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт дорог Новомихайловского городского поселения" (извещение N0118300013617000098) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1), ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-2349/2017 от 07.09.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона N0118300013617000098. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-и рабочих дней со дня его получения.
5. В срок до 29.09.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017