Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Торговый Дом Югнефтепродукт" (далее - Заявитель) на действия РМУП "Тепловые сети" Темрюкского района КК при проведении электронного аукциона: "Топливо дизельное" (извещение N0518600010617000015) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе, так в п.14 и п.19 Раздела II "Информационная карта" документации электронного аукциона содержатся разночтения в части установления срока оплаты.
Представителями Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, заявки участников размещения заказа, письменные пояснения по существу жалобы. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - РМУП "Тепловые сети" Темрюкского района КК проводился электронный аукцион: "Топливо дизельное" (извещение N0518600010617000015).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 146 331,90 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В Извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации установлены преимущества и ограничения, закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что Заказчиком внесены изменения, включено обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, в срок не превышающий 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке предусмотренного ч.7 ст.94 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п.2.4 "Проекта контракта" оплата товара производится Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, за фактически поставленный Товар в течение 15 (пятнадцати) банковских дней с момента подписания Заказчиком документа о приемке товара (товарная накладная).
Таким образом, срок оплаты установленный Заказчиком не превышает 15 рабочих дней. В свою очередь Закон о контрактной системе не содержит информации об исчислениях сроков оплаты в банковских днях.
По результатам внеплановой проверки комиссией были выявлены нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация электронного аукциона содержит Раздел VI "Техническое задание", в Приложении N2 к Контракту Заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара:
N п/п |
Наименование товара |
функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики |
1 |
Дизельное топливо |
Вязкость кинематическая при 20°С, мм 2/с не более - 13,00 Температура застывания, с, не выше - -25°С Температура вспышка в закрытом тигле, с не менее - 45 Массовая доля серы, % - 1,0 Содержание сероводорода, % - отсутствует Содержание водорастворимых кислот и щелочей - отсутствует Зольность, % не более - 0,01 Коксуемость 10% остатка, % не более -0,35 Массовая доля механических примесей, % - отсутствует Цвет - от светло коричневого до черного Плотность при 20°С , кг/м3 - 0,860 Теплота сгорания, кДж/кг не менее - 35000 Содержание воды, % не более - 1,0 |
По поз.1 "Дизельное топливо" Заказчиком установлено требование к конкретным показателям "Вязкость кинематическая при 20°С, мм 2/с не более - 13,00", "Массовая доля серы, % - 1,0", "Коксуемость 10% остатка, % не более -0,35", "Температура вспышка в закрытом тигле, с не менее - 45".
Согласно п.5.1 ГОСТ 305-2013 "Топливо дизельное. Технические условия" топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытно-промышленных образцов и прошли испытания с положительными результатами.
5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
| |||||
Наименование показателя |
Значение для марки |
Метод испытания |
|||
|
Л |
Е |
З |
А |
|
1 Цетановое число, не менее |
45 |
По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1]-[4] |
|||
2 Фракционный состав: |
|
|
|
|
По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А) |
50% перегоняется при температуре, °C, не выше |
280 |
280 |
280 |
255 |
|
95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше |
360 |
360 |
360 |
360 |
|
3 Кинематическая вязкость при 20 °С, мм/с (сСт) |
3,0-6,0 |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
1,5-4,0 |
По ГОСТ 33, стандартам [5], [6] |
4 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже |
|
|
|
|
По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356 |
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин |
62 |
62 |
40 |
35 |
|
для дизелей общего назначения |
40 |
40 |
30 |
30 |
|
5 Массовая доля серы, мг/кг, не более |
2000 |
По стандарту [7], ГОСТ 32139, по стандарту [8], ГОСТ 19121, стандартам [9]*-[13] |
|||
________________ | |||||
|
500 |
По ГОСТ ISO 20846, стандартам [8]-[13] |
|||
6 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,01 |
По ГОСТ 17323 |
|||
7 Массовая доля сероводорода |
Отсутствие |
По ГОСТ 17323 |
|||
8 Испытание на медной пластинке |
Выдерживает. Класс 1 |
По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329 |
|||
9 Содержание водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие |
По ГОСТ 6307 |
|||
10 Кислотность, мг KОН на 100 см топлива, не более |
5 |
По ГОСТ 5985 |
|||
11 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более |
6 |
По ГОСТ 2070 |
|||
12 Зольность, %, не более |
0,01 |
По ГОСТ 1461, стандартам [14], [15] |
|||
13 Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более |
0,20 |
По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932 |
|||
14 Общее загрязнение, мг/кг, не более |
24 |
По стандарту [16] |
|||
15 Содержание воды, мг/кг, не более |
200 |
По стандарту [17] |
|||
16 Плотность при 15 °С, кг/м, не более |
863,4 |
863,4 |
843,4 |
833,5 |
По стандартам [18]-[22] |
17 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше |
Минус 5 |
Минус 15 |
Минус 25 |
- |
По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116 |
|
- |
- |
Минус 35 |
Минус 45 |
|
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение значения которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Частью 3 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе обусловлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п.2) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
С 09.01.2017 года вступили в силу следующие изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в п. 7), 7.1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчиком извещение о проведении электронного аукциона "Топливо дизельное" (извещение N0518600010617000015) и аукционная документация размещены в единой информационной системе 05.09.2017 года.
В нарушение указанной нормы Заказчиком в Разделе 9 "Информационной карте аукциона в электронной форме" аукционной документации "Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе" не установлены требования по п.7), п.7.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе в действующей редакции.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый Дом Югнефтепродукт" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - РМУП "Тепловые сети" Темрюкского района КК нарушения ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64; п.7), п.7.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - РМУП "Тепловые сети" Темрюкского района КК (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 803
по делу N ЭА-2338/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
07 сентября 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 07.09.2017 года по делу N ЭА-2338/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Торговый Дом Югнефтепродукт" на действия РМУП "Тепловые сети" Темрюкского района КК при проведении электронного аукциона: "Топливо дизельное" (извещение N0518600010617000015) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - РМУП "Тепловые сети" Темрюкского района КК (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64; п.7), п.7.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-2338/2017 от 07.09.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона N0518600010617000015. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-и рабочих дней со дня его получения.
5. В срок до 29.09.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017