Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района при проведении электронного аукциона: "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего профессионального электрического оборудования" (извещение N 0318300058717000051) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам (материалам), используемым при оказании услуг (по п.Лампы дуговые ртутные высокого давления типа или эквивалент, п.Лампы дуговые ртутные высокого давления типа HPL-N 400 или эквивалент, п.Лампы металлогалогенные типа HQI-TS 150 или эквивалент), кроме того, не указаны параметры габаритных размеров по п. "Универсальный таймер реального времени двухканальный ОВЕН УТ1-Н или эквивалент. Сокращен срок предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района проводился электронный аукцион: "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего профессионального электрического оборудования" (извещение N 0318300058717000051).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 911 326,08 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении 3 к техническому заданию "Требования к материалам, используемым Подрядчиком при выполнении работ" установлены следующие требования:
Наименование товара (материала) |
Товарный знак* (при наличии) |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|
Наименование показателя, технического, функционального параметра |
Значение показателя, параметра |
||
Лампы дуговые ртутные высокого давления типа или эквивалент |
Philips или эквивалент |
Тип лампы |
HPL-N 250 |
Номинальное напряжение, В |
220 |
||
Частота, Гц |
50 |
||
Мощность, Вт |
250 |
||
Световой поток, лм |
не менее 12700 |
||
Средняя продолжительность горения, ч |
не менее 16000 |
||
Габариты, мм |
C = 228.0, D = 91.0 |
||
Тип цоколя |
E40 |
||
Лампы дуговые ртутные высокого давления типа HPL-N 400 или эквивалент |
Philips или эквивалент |
Тип лампы |
HPL-N 400 |
Номинальное напряжение, В |
220 |
||
Частота, Гц |
50 |
||
Мощность, Вт |
400 |
||
Световой поток, лм: |
не менее 22000 |
||
Средняя продолжительность горения, ч: |
не менее 16000 |
||
Габариты, мм: |
C = 290.0, D = 121.5 |
||
Тип цоколя |
E40 |
||
Лампы металлогалогенные типа HQI-TS 150 или эквивалент |
"Osram" или эквивалент |
Мощность, Вт |
150 |
Световой поток, лм |
не менее 12 500 |
||
Цветовая температура, К |
4200 |
||
Габариты, мм: |
L = 135.0, D = 23.0 |
||
Тип цоколя |
Rx7s |
По мнению заявителя, требования заказчика к указанию конкретного значения светового потока является избыточным.
Вместе с тем, заказчиком на заседание Комиссии представлена информация различных производителей ламп, согласно которой значение показателя "Световой поток, лм" определяется конкретным числовым значением.
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
По поз. "Универсальный таймер реального времени двухканальный ОВЕН УТ1-Н или эквивалент" заказчиком установлены следующие требования:
Универсальный таймер реального времени двухканальный ОВЕН УТ1-Н или эквивалент |
ОВЕН или эквивалент |
Номинальное напряжение питания |
220 В частотой 50 Гц |
Допустимое отклонение номинального напряжения питания |
-10...+15 % |
||
Максимально допустимый ток нагрузки, коммутируемый контактами э/м реле |
8 А при 220 В (cos |
||
мин/месяц |
не более 5 |
||
Срок службы встроенной литиевой батареи CR2032 (3 В; 220 мАч) |
не менее 3-х лет |
||
Габаритные размеры, мм |
130х105х65 мм |
||
Степень защиты корпуса |
IP44 |
По мнению заявителя, требования установленные по п. "Универсальный таймер реального времени двухканальный ОВЕН УТ1-Н или эквивалент" также носят избыточный характер. Кроме того, заказчиком установлена характеристика "мин/месяц - не более 5", которая вводит участников закупки в заблуждение.
Представителями заказчика на заседание Комиссии представлено руководство по эксплуатации универсального таймера реального времени двухканального, в котором содержаться характеристики установленные заказчиком.
Однако, показатель "мин/месяц - не более 5" согласно руководству по эксплуатации является значением характеристики "Погрешность хода часов: не более 5 мин./месяц".
Также, заявитель указывает, что заказчиком установлены требования к габаритным размерам "130х105х65", при этом не указаны параметры, соответствующие данным значениям (длина, ширина, высота и т.д.).
Таким образом, требования, установленные заказчиком к габаритным размерам, не позволяют определить потребности заказчика и корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Согласно п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В п.29 Информационной карты установлено:
29 |
Порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации |
Любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом такой участник вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику/уполномоченному органу. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса разъяснения положений документации размещаются в единой информационной системе с указанием предмета запроса, при условии, что указанный запрос поступил не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. |
Дата начала предоставления разъяснений положений аукционной документации |
02.08.2017 г. |
|
Дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации |
15.08.2017 г. |
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата и время окончания подачи заявок - 01.09.2017 18:00.
Таким образом, крайний срок окончания подачи запроса на разъяснение положений аукционной документации 28.08.2017 г., то есть не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 01.09.2017 г.
Таким образом, заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Заказчиком при описании объекта закупки установлено:
Наименование товара (материала) |
Товарный знак* (при наличии) |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|
Наименование показателя, технического, функционального параметра |
Значение показателя, параметра |
||
Лампы дуговые ртутные высокого давления типа или эквивалент |
Philips или эквивалент |
Тип лампы |
HPL-N 250 |
Номинальное напряжение, В |
220 |
||
Частота, Гц |
50 |
||
Мощность, Вт |
250 |
||
Световой поток, лм |
не менее 12700 |
||
Средняя продолжительность горения, ч |
не менее 16000 |
||
Габариты, мм |
C = 228.0, D = 91.0 |
||
Тип цоколя |
E40 |
||
Лампы дуговые ртутные высокого давления типа HPL-N 400 или эквивалент |
Philips или эквивалент |
Тип лампы |
HPL-N 400 |
Номинальное напряжение, В |
220 |
||
Частота, Гц |
50 |
||
Мощность, Вт |
400 |
||
Световой поток, лм: |
не менее 22000 |
||
Средняя продолжительность горения, ч: |
не менее 16000 |
||
Габариты, мм: |
C = 290.0, D = 121.5 |
||
Тип цоколя |
E40 |
||
Лампы металлогалогенные типа HQI-TS 150 или эквивалент |
"Osram" или эквивалент |
Мощность, Вт |
150 |
Световой поток, лм |
не менее 12 500 |
||
Цветовая температура, К |
4200 |
||
Габариты, мм: |
L = 135.0, D = 23.0 |
||
Тип цоколя |
Rx7s |
||
Универсальный таймер реального времени двухканальный ОВЕН УТ1-Н или эквивалент |
ОВЕН или эквивалент |
Номинальное напряжение питания |
220 В частотой 50 Гц |
Допустимое отклонение номинального напряжения питания |
-10...+15 % |
||
Максимально допустимый ток нагрузки, коммутируемый контактами э/м реле |
8 А при 220 В (cos |
||
мин/месяц |
не более 5 |
||
Срок службы встроенной литиевой батареи CR2032 (3 В; 220 мАч) |
не менее 3-х лет |
||
Габаритные размеры, мм |
130х105х65 мм |
||
Степень защиты корпуса |
IP44 |
||
Выключатели автоматические "Legrand" серии LR 3Р 63А или эквивалент |
"Legrand" или эквивалент |
Количество модулей |
не менее 3 |
Характеристика срабатывания: |
C |
||
Напряжение, В |
400 |
||
Номинальный ток, А: |
63 |
||
Количество полюсов: |
3 |
||
Крепление |
к DIN-рейке |
||
Сечение кабеля, мм: |
25 |
||
Предельная коммутационная способность, кА |
6 |
При этом, наименования товаров (Лампы дуговые ртутные высокого давления, Лампы дуговые ртутные высокого давления, Лампы металлогалогенные, Универсальный таймер реального времени двухканальный, Выключатели автоматические), а также их типы, серии (тип HPL-N 400, тип HQI-TS 150, УТ1-Н, серия LR 3Р 63А) не являются товарными знаками.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части наличия нарушений ч.4 ст.65, ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района нарушение ч.4 ст.65, ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района (Единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 сентября 2017 г. N ЭА-2357/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017