Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия администрации Смоленского сельского поселения Северского района (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО Северский район (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Капитальный ремонт дороги ст. Крепостная-п. Планченская Щель на участке от турбаза "Планченские скалы" до пос. Планченская Щель в Смоленском сельском поселении Северского района, Краснодарского края. I этап" (извещение N 0318300165717000131) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ТАНДЕМ" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком установлены характеристики товара, не соответствующие требованиям ГОСТ (позиции 17 "Сборные железобетонные лотки", 19 "Труба стальная", 15 "Смеси бетонные и бетон"); 2) Заказчиком установлены требования к марке по морозостойкости, которой соответствует температурный режим ниже -45оС, что ограничивает участников закупки (позиция 12 "Бортовой камень"); 3) Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиция 9 "Смесь песчано-гравийная").
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Северский район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт дороги ст. Крепостная-п. Планченская Щель на участке от турбаза "Планченские скалы" до пос. Планченская Щель в Смоленском сельском поселении Северского района, Краснодарского края. I этап" (извещение N 0318300165717000131). Заказчик - администрация Смоленского сельского поселения Северского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 149 431,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе "СВЕДЕНИЯ О ТОВАРАХ (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации Заказчиком установлены следующие показатели качества применяемых материалов, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Показатели качества применяемых материалов |
|
Наименование показателя, ед.изм.показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
19 |
Труба стальная |
|
Труба стальная d=1020 мм ГОСТ 10704-91 |
|
Длина, мм |
10000 |
В соответствии с п. 11 ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент (с Изменениями N 1, 2)" технические требования должны соответствовать ГОСТ 10705 и ГОСТ 10706.
Примеры условных обозначений
Труба с наружным диаметром 76 мм, толщиной стенки 3 мм, мерной длины, II класса точности по длине, из стали марки СтЗсп, изготовленная по группе В ГОСТ 10705-80:
Согласно п. 5.1 ГОСТ 10705-80 "Трубы стальные электросварные. Технические условия (с Изменениями N 1-8)" маркировка, упаковка, транспортирование и хранение - по ГОСТ 10692.
Пунктом 1.1.1 ГОСТ 10692-80 "Трубы стальные, чугунные и соединительные части к ним. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)" определено, что маркировка должна содержать размер трубы, марку стали, товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя. При машинной маркировке допускается обозначать марку стали четырехзначным числовым кодом в соответствии с Общесоюзным классификатором продукции.
Таким образом, заводами-изготовителями информация о предельных отклонениях не указывается.
Кроме того, соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а не законодательства в сфере закупок. Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товара по позиции 19 "Труба стальная" не противоречат требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
В Разделе "СВЕДЕНИЯ О ТОВАРАХ (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации Заказчиком установлены следующие показатели качества применяемых материалов, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Показатели качества применяемых материалов |
|
Наименование показателя, ед.изм.показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Бортовой камень |
|
Бортовой камень БР 100.30.18 по ГОСТ 6665-91 |
|
Класс бетона по прочности на сжатие |
В30 |
|||
Марка бетона по морозостойкости |
F300 |
|||
Бортовой камень БР 100.20.8 по ГОСТ 6665-91 | ||||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В22,5 |
|||
Марка бетона по морозостойкости |
F300 |
|||
Бортовой камень БР 300.45.18 по ГОСТ 6665-91 | ||||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В30 |
|||
Марка бетона по морозостойкости |
F300 |
Согласно п. 1.3.4 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже указанной в табл.3, в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства и указывают в заказе на изготовление камней.
Таблица 3
Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства, °С |
Марка бетона по морозостойкости |
||||
Ниже |
-45 |
|
|
|
F300 |
От |
-15 |
до |
-45 |
включ. |
F200 |
" |
-5 |
до |
-15 |
включ. |
F150 |
" |
0 |
до |
-5 |
включ. |
F100 |
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в позиции 12 "Бортовой камень" марка бетона указана в соответствии с проектной документацией.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к марки бетона по морозостойкости (F300) являются для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.
В Разделе "СВЕДЕНИЯ О ТОВАРАХ (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации Заказчиком установлены следующие показатели качества применяемых материалов, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Показатели качества применяемых материалов |
|
Наименование показателя, ед.изм.показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Смесь песчано-гравийная |
|
Смесь песчано-гравийная природная смесь обогащенная с содержанием гравия 65-75% по ГОСТ 23735-2014 |
Инструкцией по заполнению заявки, установленной Разделом 8 аукционной документации, обусловлено, что если в описании объекта закупки устанавливается значение показателя со ссылкой на Государственный стандарт (ГОСТ), то участником закупки должно быть указано значение показателя строго в соответствии с требованиями данного ГОСТа.
В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" к общим показателям свойств песчано-гравийной смеси относят, в том числе, содержание гравия, песка и валунов.
Согласно п. 4.3.4 ГОСТ 23735-2014 обогащенную песчано-гравийную смесь в зависимости от содержания зерен гравия подразделяют на пять групп:
1-я - |
с содержанием |
зерен |
гравия |
от |
15% |
до |
25%; |
2-я |
" |
" |
" |
св. |
25% |
" |
35%; |
3-я |
" |
" |
" |
" |
35% |
" |
50%; |
4-я |
" |
" |
" |
" |
50% |
" |
65%; |
5-я |
" |
" |
" |
" |
65% |
" |
75%. |
Пунктом 5.9 ГОСТ 23735-2014 предусмотрено, что предприятие-изготовитель должно сопровождать каждую партию поставляемой песчано-гравийной смеси документом о качестве, в котором указывают, в том числе, содержание гравия, песка и валунов.
Таким образом, установленные Заказчиком требования по позиции 9 не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
В Разделе "СВЕДЕНИЯ О ТОВАРАХ (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации Заказчиком установлены следующие показатели качества применяемых материалов, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Показатели качества применяемых материалов |
|
Наименование показателя, ед.изм.показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
Сборные железобетонные лотки |
|
Лотки железобетонные водопропускные прямоугольного сечения ЛК300.60.60-4 |
|
Класс бетона по прочности на сжатие |
В20 (М250) |
|||
Лотки железобетонные водопропускные прямоугольного сечения ЛК75.60.60-4 | ||||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В20 (М250) |
Из пояснений представителя Заказчика следует, что по позиции 17 класс бетона по прочности на сжатие указан в соответствии с ГОСТ, установленным в проектной документации.
Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20_;
на классы прочности на осевое растяжение: Вt0,8; Вt1,2; Вt1,6; Вt2,0_;
на классы прочности на растяжение при изгибе: Вtb1,2; Вtb1,6; Вtb2,0; Вtb2,4_;
- по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F150_;
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300_;
- по водонепроницаемости на марки: W2, W4, W6, W8_;
- по истираемости при испытании на круге истирания на марки: G1, G2, G3.
Таким образом, установленное Заказчиком значение (М250) для показателя "Класс бетона по прочности на сжатие" по позиции 17 не соответствует требованиям государственного стандарта, что является нарушением п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В Разделе "СВЕДЕНИЯ О ТОВАРАХ (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации Заказчиком установлены следующие показатели качества применяемых материалов, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Показатели качества применяемых материалов |
|
Наименование показателя, ед.изм.показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
Смеси бетонные и бетон |
|
Раствор готовый кладочный цементный М100 по ГОСТ 28013-98 |
|
Марка раствора по прочности на сжатие |
М100 |
|||
Моростойкость |
F50 |
Согласно п. 4.11 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)" морозостойкость растворов характеризуют марками.
Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в позиции 15 "Раствор готовый кладочный цементный" допущена техническая ошибка, в соответствии с ГОСТ указываются марки по морозостойкости.
Таким образом, Заказчиком по позиции 15 "Смеси бетонные и бетон" для показателя "Раствор готовый кладочный цементный" установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части установления параметров товаров, не соответствующих требованиям ГОСТ (позиции 17 "Сборные железобетонные лотки" показатель "Класс бетона по прочности на сжатие", 15 "Смеси бетонные и бетон" показатель "Раствор готовый кладочный цементный").
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Смоленского сельского поселения Северского района нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300165717000131).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 сентября 2017 г. N ЭА-2360/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017