Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту верхней части кровли и вентиляции отдельных помещений здания "Бассейна" (извещение N0318100051717000114) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: Заказчиком установлены требования по поз.4, 30, 10, 11, нарушающие ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Документация размещена в формате не обеспечивающем копирование фрагментов текста.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту верхней части кровли и вентиляции отдельных помещений здания "Бассейна" (извещение N0318100051717000114).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 909 584,00 руб.
Ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 К Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аукционная документация размещена в формате, позволяющем осуществить копирование фрагментов текста, необходимого для заполнения заявки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Приложение N1 к Разделу 2 "Описание объекта закупки". В "Сведениях о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
По поз.4 "Пиломатериалы" Заказчиком установлено требование: "Вид пиломатериалов должен быть доски обрезные", "Номинальная толщина: 100 мм". Заказчиком установлено требование, что пиломатериалы должны соответствовать ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87.
Согласно п.21 таблицы 1 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
В соответствии с п.2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
В соответствии с Разделом 8 "Инструкция по заполнению заявки" Заказчиком установлено: "Показатели, по своей сути имеющие диапазонное значение, выделены графическими знаками "", "
", "<", ">". При этом участник в заявку копирует как символ, так и значение показателя. Исключение составляет случай, когда перед одним из таких символов стоит двоеточие (тогда участник в заявке должен указать конкретное значение в рамках установленного диапазона)".
Таким образом, участнику закупки необходимо сделать предложение по характеристике "Номинальная толщина" не превышающее (равное либо менее) 100 мм: любое из: 16, 19, 22, 25, 32, 40, 44, 50, 60, 75, 100, что соответствует требованиям ГОСТ 24454-80. По характеристике "Номинальная ширина" не менее (равное либо более) 75 мм, любое из: 75, 100, 125, 150, 175, 200, 225, 250, 275, что соответствует требованиям ГОСТ 24454-80.
То есть Заказчиком было установлено к ширине минимально допустимое значение, а к толщине - максимально допустимое значение.
По поз.30 "Симисторный регулятор" Заказчиком установлено требование: "Степень защиты не менее IP20".
Согласно Раздела 8 "Инструкции по заполнению заявки": "В случае, если в требовании к значению показателя установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей ("не менее и(или) "не более" и(или) "менее" и(или) "более" и(или) "выше" и(или) "ниже" и(или) "не выше" и(или) "не ниже", "свыше", "от", "минимальное значение", "максимальное значение", "как минимум", "min" (означает - не менее), "max" (означает - не более), символом "_" (многоточие), "максимум") участник должен указать точное значение параметра товара, при этом значения не должны сопровождаться словами "не менее". Таким образом, участнику требовалось указать степень защиты семистороного регулятора не менее установленной Заказчиком.
Из пояснений Заказчика следует, что данный показатель не является определяемым путем испытаний, а устанавливается до производства товара и его значение предоставляется производителями ко всему производимому товару, а не отдельно к какой-то партии.
Заказчиком приведены данные производителей, на основании которых Заказчиком были установлены требования к симисторному регулятору, ввиду отсутствия ГОСТа на данный товар.
Кроме того, под степенью защиты понимается способ защиты, проверяемый стандартными методами испытаний, который обеспечивается оболочкой от доступа к опасным частям (опасным токоведущим и опасным механическим частям), попадания внешних твердых предметов и (или) воды, жидкостей внутрь защитной оболочки.
Таким образом, данное требование не может считаться определяемым по результатам проведения испытаний, поскольку Заказчик не установил необходимости участников проверять степень защиты - в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчику было достаточно документа от производителя, декларирующего требуемую степень защиты.
По поз.11 "Раствор" Заказчиком установлены требования: "По основному назначению должен быть кладочным", "По применяемым вяжущим должен быть простой (на вяжущем одного вида)".
Согласно п.3.1 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" строительные растворы классифицируют по: - основному назначению; - применяемому вяжущему; - средней плотности.
3.1.1 По основному назначению растворы подразделяют на: - кладочные (в том числе и для монтажных работ); - облицовочные; - штукатурные.
3.1.2 По применяемым вяжущим растворы подразделяют на: - простые (на вяжущем одного вида); - сложные (на смешанных вяжущих).
3.1.3 По средней плотности растворы подразделяют на: - тяжелые; - легкие.
3.2 Условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего, марок по прочности и подвижности, средней плотности (для легких растворов) и обозначения настоящего стандарта.
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товара по позиции "Растворы" не противоречат требованиям государственного стандарта и нормам ст.33 Закона о контрактной системе.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие возможности указания значений данных показателей. Таким образом, участники закупки имеют возможность предложить товар соответствующий потребностям Заказчика.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100051717000114).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017