Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Вертикаль МС" (далее - Заявитель) на действия министерства транспорта и дорожного хозяйства КК (далее - Заказчик) при проведении уполномоченным органом- департаментом по регулированию контрактной системы КК электронного аукциона: "Ремонт деформационных швов мостов на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в Каневском, Крымском, Новокубанском и Северском районах " (извещение N 0318200063917002096) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Вертикаль МС" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), которые возможно определить только по результатам испытаний, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. Также Заявитель указывает, что по п. 17, 18 Заказчиком указано наименование продукции с использованием слов "или эквивалент", при этом установленное наименование не является товарным знаком, что противоречит ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители уполномоченного органа, Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Департаментом по регулированию контрактной системы КК для нужд министерства транспорта и дорожного хозяйства КК проводился электронный аукцион: "Ремонт деформационных швов мостов на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в Каневском, Крымском, Новокубанском и Северском районах " (извещение N 0318200063917002096).
Начальная (максимальная) цена контракта - 44 949 042 ,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В требованиях к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, Заказчиком установлено:
Гидроизоляция |
"Техноэластмост Б" или эквивалент |
|
|
Разрывная сила при растяжении в продольном /поперечном направлении, Н, не менее |
600/600 |
||
Теплостойкость, °С, не менее |
100 |
||
Геосетка |
HATELIT C 40/17 или эквивалент. |
Предельная прочность продольная/поперечная, кН/м, не менее |
50/50 |
Растяжение при номинальной прочности, продольная/поперечная, %, не менее |
12/12 |
||
Битумно-полимерная мастика |
БП-Г50Ш "Новомаст" или эквивалент. |
Температура смягчения по КиШ, °С, не ниже |
90 |
Смесь для ремонта бетона |
MAPEI ARB 10 или эквивалент. |
Прочность на растяжение при изгибе через 24 часа, не менее, МПа |
5 |
Прочность на растяжение при изгибе через 28 суток, не менее, МПа |
8 |
||
Прочность на сжатие через 24 часа, не менее, МПа |
30 |
||
Прочность на сжатие через 28 суток, не менее, МПа |
65 |
||
Морозостойкость в солях (2 метод) |
не ниже F 300 |
||
Марка по водонепроницаемости |
не ниже W 16 |
||
Грунтовка битумная |
Colzumix или эквивалент |
Минимальная адгезия к асфальтобетону, не менее, МПа |
1 |
Максимальная скорость высыхания до степени 3, не более, мин |
30 |
||
Растворитель: толуол |
соответствие |
||
Адгезионная жидкость |
ПСМ-200А или эквивалент |
Механические примеси |
отсутствуют |
Температура вспышки, °С |
не ниже 255 |
||
Массовая доля Si, %, в пределах диапазона |
36-39 |
||
Пеногасящая способность, мм/с, не менее |
0,5 |
||
Смесь для ремонта бетона |
MasterEmaco T1400 FR |
Модуль упругости, МПа |
29000 |
Прочность на растяжение при изгибе через 7 суток, не менее, МПа |
15 |
||
Прочность на растяжение при изгибе через 28 суток, не менее, МПа |
19 |
||
Сцепление с бетоном, не менее, МПа |
2 |
||
Сцепление со сталью, не менее, МПа |
25 |
||
Смесь для ремонта бетона |
MasteFlow 928 |
Модуль упругости, МПа |
30000 |
Воздухововлечение, %, не более |
6 |
||
Прочность на растяжение при изгибе через 24 часа, МПа, не менее |
5 |
||
Прочность на сжатие через 24 часа, не менее, МПа, не менее |
40 |
||
Марка по водонепроницаемости |
не нижеW 16 |
||
Однопрофильный деформационный шов |
ДШ-Б-50 (или эквивалент) |
Предельное горизонтальное перемещение, мм |
50 |
Температурный диапазон применения, °С, в пределах диапазона |
(-60) - (+80) |
||
Однопрофильный деформационный шов |
ДШ-Б-80 (или эквивалент) |
Предельное горизонтальное перемещение, мм |
80 |
Температурный диапазон применения, °С, в пределах диапазона |
(-60) - (+80) |
Представитель Заказчика пояснил, что требования к товарам (материалам) используемым при выполнении работ сформированы исходя из требований проектной документации и положений Закона о контрактной системе. Проектной документацией установлены конкретные товарные знаки, требуемых материалов. В силу того, что необходимые материалы не гостируются на территории Российской Федерации, Заказчиком, с учетом Закона о контрактной системе, были сформированы параметры эквивалентности в отношении установленных товарных знаков согласно данным различных производителей.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Таким образом, с учетом позиции ФАС России и требований Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к показателям, определяемым по результатам испытаний для каждой конкретной партии продукции.
В свою очередь, Заказчики при формировании описания объекта закупки, в связи с отсутствием государственных технических регламентов в отношении используемого при выполнении работ товара, руководствовались данными различных производителей. Показатели, устанавливаемые производителями для своей продукции, являются общими для всего выпускаемого товара и не зависят от конкретной партии товара, поскольку представляют собой диапазонный показатель. Также с учетом раздела 3 аукционной документации, предоставление конкретных значений показателя от участника закупки не требуется.
Также по п. 17, 18 требований к материалам Заказчиком указано:
Однопрофильный деформационный шов |
ДШ-Б-50 (или эквивалент) |
Предельное горизонтальное перемещение, мм |
50 |
Температурный диапазон применения, °С, в пределах диапазона |
(-60) - (+80) |
||
Однопрофильный деформационный шов |
ДШ-Б-80 (или эквивалент) |
Предельное горизонтальное перемещение, мм |
80 |
Температурный диапазон применения, °С, в пределах диапазона |
(-60) - (+80) |
Представитель Заказчика пояснил, что указанные аббревиатуры являются фирменным названием серии деформационных швов, выпускаемых ЗАО НТЦ "Мониторинг Мостов", ООО "Пирамида", Компания "Гелис М", ООО "Деформационные швы и опорные части" и иными и имеют идентичные показатели.
Таким образом, Заказчик подтвердил, что указанная аббревиатура не является товарным знаком и не должна сопровождаться словами "или эквивалент", поскольку формирование требований подобным образом может ввести в заблуждение участников закупки при подачи первой части заявки. Аналогичные нарушения по п. 14 приложения N 3 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком нарушены требования п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе при формировании требований к товарам, используемым при выполнении работ, по п. 14, 17, 18 в части указания наименования продукции в графе "Товарный знак (при наличии)" требований к материалам.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
На участие в электронном аукционе поступило 2 заявки, обе заявки были допущены. В заявках участников к поставке был предложен товар по п. 14, 17, 18 аналогичный установленному Заказчиком
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вертикаль МС" обоснованной в части нарушения п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе по п. 14, 17, 18.
2. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не повлияло, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства .
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200063917002096).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 сентября 2017 г. N ЭА-2382/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017