Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Эльстрой" (надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела), в присутствии представителя ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - ГКУ АО "УКС АО", Заказчик) (юридический адрес: 414040, г. Астрахань, ул. Раскольникова, 10в; ИНН 3015089342) Кораблина В.В. (доверенностьN08-39 от 21.06.2017), рассмотрев жалобу ООО "Эльстрой" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул. Школьная, 40 а в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) (номер извещения: 0325200006717000021), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 31.08.2017 поступила жалоба ООО "Эльстрой" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул. Школьная, 40 а в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) (номер извещения: 0325200006717000021) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя, аукционной комиссией не правомерно было отказано ему в допуске к участию в аукционе (заявка номер 3).
25.07.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем. В последующем в извещение и документацию вносились изменения, последнее из которых внесено 04.08.2017.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
I. Комиссия отклоняет довод заявителя о том, что аукционная комиссия неверно оценила его заявку, по следующим основаниям.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.08.2017 N0325200006717000021-1, на участие в электронном аукционе были поданы 4 аукционных заявки, зарегистрированные под NN 1, 3, 4, 5.
Аукционная комиссия Заказчика отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, заявки которых были зарегистрированы под NN 1, 3, 4.
Участник закупки, заявка которого была зарегистрирована под N 5, был допущен аукционной комиссией Заказчика к участию в аукционе.
Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 12.2.2 части II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:
1) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заявка N 1, 3 и 4 не соответствуют аукционной документации ввиду следующего.
Заявка N1
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 36 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ по объекту: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул.Школьная, 40 "а" в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) аукционной документации: "Доски обрезные хвойных пород длиной не менее 4 м и не более 6,5 м, шириной не менее 75 мм и не более 150 мм, толщиной не менее 44 мм, не ниже I сорта". |
Позиция 36 заявки: "Доски обрезные хвойных пород длиной 6,5 м, шириной 75 мм, толщиной 44 мм, I сорта".
|
Участником закупки представлены недостоверные сведения либо о наименовании пиломатериала, либо о его размерах. Согласно ГОСТом 18288-87 установлены следующие понятия таких пиломатериалов, как брус, брусок и доска: - брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более; - брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины; - доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Участник закупки предложил доски, ширина которых (75 мм) менее двойной толщины (44 мм). Однако, как следует из ГОСТа 18288-87, ширина доски не может быть менее двойной толщины. Пиломатериалом, у которого ширина менее двойной толщины, является брусок. |
Позиция 37 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ по объекту: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул.Школьная, 40 "а" в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) аукционной документации: "Доски обрезные хвойных пород длиной не менее 4 м и не более 6,5 м, шириной не менее 75 мм и не более 150 мм, толщиной не менее 44 мм, не ниже III сорта". |
Позиция 37 заявки: "Доски обрезные хвойных пород длиной 6,5 м, шириной 75 мм, толщиной 44 мм, III сорта". |
Участником закупки представлены недостоверные сведения либо о наименовании пиломатериала, либо о его размерах. Согласно ГОСТом 18288-87 установлены следующие понятия таких пиломатериалов, как брус, брусок и доска: - брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более; - брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины; - доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Участник закупки предложил доски, ширина которых (75 мм) менее двойной толщины (44 мм). Однако, как следует из ГОСТа 18288-87, ширина доски не может быть менее двойной толщины. Пиломатериалом, у которого ширина менее двойной толщины, является брусок. |
Заявка N3
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 36 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ по объекту: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул.Школьная, 40 "а" в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) аукционной документации: "Доски обрезные хвойных пород длиной не менее 4 м и не более 6,5 м, шириной не менее 75 мм и не более 150 мм, толщиной не менее 44 мм, не ниже I сорта". |
Позиция 36 заявки: "Доски обрезные хвойных пород длиной 6 м, шириной 75 мм, толщиной 44 мм, I сорта".
|
Участником закупки представлены недостоверные сведения либо о наименовании пиломатериала, либо о его размерах. Согласно ГОСТом 18288-87 установлены следующие понятия таких пиломатериалов, как брус, брусок и доска: - брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более; - брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины; - доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Участник закупки предложил доски, ширина которых (75 мм) менее двойной толщины (44 мм). Однако, как следует из ГОСТа 18288-87, ширина доски не может быть менее двойной толщины. Пиломатериалом, у которого ширина менее двойной толщины, является брусок. |
Позиция 37 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ по объекту: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул.Школьная, 40 "а" в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) аукционной документации: "Доски обрезные хвойных пород длиной не менее 4 м и не более 6,5 м, шириной не менее 75 мм и не более 150 мм, толщиной не менее 44 мм, не ниже III сорта". |
Позиция 37 заявки: "Доски обрезные хвойных пород длиной 6 м, шириной 75 мм, толщиной 44 мм, III сорта". |
Участником закупки представлены недостоверные сведения либо о наименовании пиломатериала, либо о его размерах. Согласно ГОСТом 18288-87 установлены следующие понятия таких пиломатериалов, как брус, брусок и доска: - брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более; - брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины; - доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Участник закупки предложил доски, ширина которых (75 мм) менее двойной толщины (44 мм). Однако, как следует из ГОСТа 18288-87, ширина доски не может быть менее двойной толщины. Пиломатериалом, у которого ширина менее двойной толщины, является брусок. |
Заявка N4
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 192 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ по объекту: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул.Школьная, 40 "а" в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) аукционной документации: "Плитки площадью до 0,1 м2 прямоугольные для покрытия тротуаров и площадок с ровной гладкой поверхностью на цветном цементе, толщиной 70 мм". |
Позиция 192 заявки: "Плитки площадью 0,9 м2 прямоугольные для покрытия тротуаров и площадок с ровной гладкой поверхностью на цветном цементе, толщиной 70 мм".
|
Участником закупки в данном случае представлен показатель площади плитки, не соответствующий требованиям аукционной документации, так как Заказчику требовалась плитка площадью до 0,1 м2. |
Что касается участника закупки, заявка которого зарегистрирована под N5, то Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия заказчика правомерно допустила его к участию в аукционе.
II. Анализ всех размещенных 04.08.2017 на официальном сайте файлов показал, что Заказчиком в извещение и аукционную документацию вносились изменения, которые размещались вместе с извещением и документацией.
Так, например, Заказчиком 04.08.2017 вносились изменения в извещение и аукционную документацию, а именно: в таблице Требований к товарам (материалам), используемых при выполнении работ по объекту: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул.Школьная, 40 "а" в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) Части VI "Техническая часть":
- изложить в новой редакции позицию:
56 |
Блок оконный пластиковый одностворчатый, с поворотно-откидной створкой, однокамерным стеклопакетом (24 мм), площадью до 2 м2. Фурнитура с двух сторон. Однокамерный стеклопакет с толщиной стекол не менее 4 мм и с твердым теплоотражающим покрытием внутреннего стекла. |
м2 |
47,04 |
Однако, Заказчиком также размещена аукционная документация в редакции, действовавшей до изменений, в которой в позиции 56 Требований к товарам (материалам), используемых при выполнении работ по объекту: "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул.Школьная, 40 "а" в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) Части VI "Техническая часть" указано:
56 |
Блок оконный пластиковый одностворчатый, с поворотно-откидной створкой, однокамерным стеклопакетом (24 мм), площадью более 2 м2. Фурнитура с двух сторон. Однокамерный стеклопакет с толщиной стекол не менее 4 мм и с твердым теплоотражающим покрытием внутреннего стекла. |
м2 |
47,04 |
Данная редакция документации размещена Заказчиком как действующая.
Таким образом, Заказчик разместил сведения об изменениях в документацию, однако не привел саму документацию в соответствие с этими изменениями.
В силу части 3 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок", при изменении информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предыдущие редакции измененных информации и документов сохраняются и остаются доступными для ознакомления пользователями официального сайта ЕИС, а также обеспечивается возможность размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений, одновременно с размещением измененных информации и документов.
При формировании сведений о внесении изменений в извещение о закупке и конкурсную документацию функционалом ЕИС предусмотрена возможность указания недействительным документа, содержащего неактуальную информацию, и прикрепление нового документа.
Как следует из ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, Заказчик, внеся изменения в извещение и аукционную документацию, но разместив сами извещение и документацию в неактуальных редакциях, допустил разночтение, нарушающее часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в письме Минэкономразвития России от 30.03.2016 N Д28и-928.
В связи с тем, что основаниями отказа в допуске к участию в аукционе участникам закупки, заявки которых зарегистрированы по NN 1, 3 и 4, являются допущенные в заявках ошибки, которые не связаны с нарушением Заказчиком части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, то у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушения.
Судебной практикой сформирован правовой подход к оценке нарушений, допускаемых при проведении торгов, согласно которому основаниями для отмены торгов или их отдельных этапов могут быть только такие нарушения, которые являются существенными и влияют на результат торгов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
В случае если допущенные при проведении торгов ошибки не повлекли значительных негативных последствий, не повлияли на результат (определение победителя), не нивелировали положительный с точки зрения влияния на конкурентные правоотношения эффект от проведения торгов, то отмена торгов (их отдельных этапов) нецелесообразна и не отвечает целям законодательства о торгах.
В этом случае достаточным является привлечение нарушителей к административной ответственности и обеспечение тем самым реализации установленных статьей 3.1 КоАП РФ целей административного наказания, заключающихся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Что касается доводов Заявителя о нарушении Заказчиком требований законодательства о контрактной системе при формулировании положений аукционной документации, то Комиссия оставляет их без рассмотрения в силу пропуска Заявителем установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе срока на оспаривание в административном порядке положений аукционной документации.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эльстрой" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул. Школьная, 40 а в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) (номер извещения: 0325200006717000021) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" нарушившим ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта "Трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул. Школьная, 40 а в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (завершение строительства) (номер извещения: 0325200006717000021).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Доводы жалобы, касающиеся положений документации об аукционе, не рассматривать в связи с подачей жалобы после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н. Камакина
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 6 сентября 2017 г. N 364-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2017