Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "14" августа 2017 г. N176-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - руководителя Управления - Н.С.Меркулова; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В.Литвинова и ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления И.В.Русскиной, в присутствии представителя администрации МО "Харабалинский район" Воронова В.В. (доверенность от 04.08.2017 N01-11/4288) и в отсутствие представителя Прокуратуры Харабалинского района (надлежащим образом уведомлена), на основании обращения Прокуратуры Харабалинского района исх. от 31.07.2017 N7-40-17 (вх. N7786 от 09.08.2017), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку муниципального заказчика МКУ "Управление по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности администрации МО "Харабалинский район" (адрес: 416010, Астраханская область, г.Харабали, ул. Б.Хмельницкого, 17) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку легкового автомобиля (реестровый номер: 0825300001917000002), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
Муниципальным заказчиком МКУ "Управление по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности администрации МО "Харабалинский район" (далее - Заказчик) 20.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку легкового автомобиля (реестровый номер: 0825300001917000002) (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае Заказчик в разделе 2 "Техническое задание" аукционной документации установил следующие требования к поставляемому легковому автомобилю.
Новый легковой автомобиль (Рекомендуемая модель - Toyota Camry комплектация Престиж или эквивалент ) |
Необходимо указать конкретную модель предлагаемого к поставке автомобиля |
Цвет кузова |
черный |
Год выпуска |
Не ранее 2017 года |
Тип кузова |
седан |
Количество мест |
5 |
Объем двигателя (л.) |
2,5 |
Тип двигателя |
бензиновый |
Мощность двигателя (л.с.) |
не более 181 |
КПП |
АКП или вариатор |
Количество передач |
Не более 6 |
Максимальная скорость (км/ч) |
Не более 210 |
Тип привода |
передний |
Топливо |
Бензин с октановым числом не ниже 91 |
Расход в смешанном цикле (л. на 100 км.) |
Не более 7,8 |
Расход по городу (л. на 100 км.) |
Не более 11 |
Расход в загородном цикле (л. на 100 км.) |
Не более 6,0 |
Объем бензобака, л |
Не более 70 |
Длина, мм |
Не менее 4850 |
Ширина, мм |
Не менее 1825 |
Высота , мм |
Не менее 1482 |
Объем багажного отделения, л. |
Не менее 474 |
Масса в снаряженном состоянии, кг |
Не более 1550 |
Количество дверей |
4 |
Размер колес |
215/55/R17 |
Клиренс, мм |
Не менее 150 |
Тип передней подвески |
Независимая, пружинная |
Тип задней подвески |
Независимая , пружинная |
Передние тормоза |
Дисковые вентилируемые |
Задние тормоза |
дисковые |
Экологический класс |
Euro 5 |
Колесная база,мм |
2775 |
По мнению подателя обращения, установленным в аукционной документации требованиям к автотранспортному средству удовлетворяет только один конкретный автомобиль Toyota Camry.
Однако, им не принято во внимание, что техническое задание сформулировано Заказчиком с использованием слов "или эквивалент" (как это и предписано частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе), а также с применением диапазонных значений показателей характеристик, что позволяет потенциальным участникам самостоятельно определить товар, который будет предложен к поставке в заявке на участие в аукционе и конкретные показатели которого будут в пределах заданных Заказчиком диапазонных значений.
Более того, Заказчик в разделе 2 "Техническое задание" аукционной документации установил следующее: "допускается поставка товара с более высокими, улучшенными техническими характеристиками".
Подателем обращения не представлены какие-либо доказательства отсутствия у участников закупки возможности предложить какой-либо иной товар, нежели чем Toyota Camry, им не проводились исследования предложений на рынке розничной продажи автомобилей, не осуществлялся сравнительный анализ характеристик автомобилей.
Заказчиком же, напротив, представлены документы (письмо ООО "Агат-Плюс" от 07.09.2017), из которых следует, что установленным техническим характеристикам, помимо Toyota Camry, соответствует автотранспортное средство марки "Форд".
Одновременно следует отметить, что участники закупки при формировании своих аукционных заявок руководствуются аукционной документацией (инструкция по заполнению заявок, техническое задание), а не документами, составленными и полученными заказчиком при обосновании начальной (максимальной) контракта.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объектом закупки является не производство товара, а его поставка (аукцион проводится не исключительно для производителей, а для неограниченного круга лиц), описание Заказчиком объекта закупки не содержит требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
Между тем, Инспекцией в ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1), а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (пункт 2).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товаров, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на поставку товара, обязан включить в документацию описание данного товара по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, что позволит в дальнейшем определить соответствие товара установленным заказчиком требованиям;
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией.
Между тем, в разделе 2 "Техническое задание" аукционной документации аукционной документации заказчиком установлено, что "допускается поставка товара с более высокими, улучшенными характеристиками.
При этом Заказчиком не конкретизировано, что именно понимается им под более высокими, улучшенными характеристиками, не раскрыты их значения, которые позволили бы участникам закупки однозначно установить, в автомобиле с какими характеристиками нуждается заказчик, а заказчику при поставке товара установить его соответствие требованиям документации.
Поставка товара с улучшенными характеристиками может быть согласована между заказчиком и победителем аукциона лишь на этапе исполнения контракта (статья 95 Закон о контрактной системе).
При таких обстоятельствах описание Заказчиком объекта закупки не является объективным и не соответствует частям 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 данного закона.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая то, что на момент принятия настоящего решения муниципальным заказчиком МКУ "Управление по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности администрации МО "Харабалинский район" заключен контракт по предмету электронного аукциона, оснований для выдачи предписания не имеется.
В силу изложенного Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать муниципального заказчика МКУ "Управление по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности администрации МО "Харабалинский район" нарушившим ч.1 и ч.2 ст.33 и п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Материалы проверки N160-17 передать уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководитель инспекции Н.С.Меркулов
Участники инспекции: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 сентября 2017 г. N 160-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017