Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
|||
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
|||
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
|||
при участии: |
|
|
|||
- Угарова И.А. |
- |
представителя МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова (доверенность от 04.09.2017 Nб/н), |
|||
- Грошевой Ю.И. |
- |
представителя администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области (доверенность от 04.09.2017 N 56), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВОСТРОЙ" (далее также - ООО "НОВОСТРОЙ") на действия администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области (далее также - уполномоченный орган) и Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В. И. Казакова (далее также - МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова, заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "НОВОСТРОЙ" о нарушении уполномоченным органом и заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова, номер извещения 0132300007817000073 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "НОВОСТРОЙ" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области и МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова, присутствовавшие на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 14.08.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.etp-ets.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова, номер извещения 0132300007817000073 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В. И. Казакова.
Уполномоченным органом выступает администрация Бутурлинского муниципального района Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является ЭТП НЭП.
Предметом контракта является капитальный ремонт МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 617 454,00 рублей.
2) В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных названным Федеральным законом.
Однако в нарушение требований статьи 23 идентификационный код закупки в указанном извещении (номер 0132300007817000073) отсутствует. В проекте контракта названной документации указание на идентификационный код закупки также отсутствует.
3) В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки содержится в Техническом задании документации "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки".
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчик установил излишние требования к показателям, значения которых для заполнения заявки могут быть известны только в результате испытаний. Так, например: по позиции "Щебень из природного камня (осадочная порода) для строительных работ ГОСТ 8267" истребуются такие показатели как: "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе; полный остаток на контрольном сите с размером ячеи соответствующей наименьшему номинальному размеру зерен при рассеве щебня, %; содержание глинистых частиц, % по массе; содержание пылевидных частиц, % по массе и т.д.", по позиции "Бетон тяжелый ГОСТ 26633" истребуются показатели: "Содержание пылевидных частиц в мелком заполнителе, % по массе", по позиции "Песок природный" истребуются показатели: "Полный остаток на сите N 063, в % по массе", - что указывает на невозможность указания конкретных показателей по данным позициям участниками в своих заявках ввиду отсутствия на момент подачи заявки товаров и отсутствии необходимости иметь таковые при подаче заявок, что указывает на необъективность описания объекта закупки в данной части.
Подобное требование к составу заявок ограничивает количество участников закупки ввиду изложенного выше. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Следовательно, заказчик, установив требования к товару вышеизложенным образом, нарушил положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО "НОВОСТРОЙ" в указанной части.
Кроме того, по позиции "Грунтовка" истребуются показатели: "_максимальный размер частиц менее 0,4 мм", по позиции "Линолеум" истребуются показатели: "Абсолютная остаточная деформация, мм не должна быть более 1,4; изменение линейных размеров, % должно быть менее 1,5", по позиции "Пескоцемент" истребуются показатели: "Расслаиваемость, % не более 4; Влажность, % не более 0,2", по позиции "Плитка керамогранитная" истребуются показатели: "Отклонение формы плиток от прямоугольной (косоугольность), мм должно быть не более 1,5; отклонение лицевой поверхности от плоскостности (кривизна лицевой поверхности), мм должно быть не более 1,5", по позиции "Умывальник" истребуются показатели: "Водопоглощение составного материала, % должно быть от 1 до 5".
Описание объекта закупки по данным позициям изложенным в документации образом, также противоречит требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4) Довод заявителя о нарушении заказчиком части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок признается несостоятельным, ввиду несоответствия действительности.
5) Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено названной статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Следовательно, обязательное членство в СРО является условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных в градостроительном кодексе).
Между тем предметом контракта является именно капитальный ремонт МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в требованиях к участникам требований о членстве в СРО, нарушают требования части 1 статьи 31 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
6) Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 названного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 15 документации об электронном аукционе указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 3.1 проекта контракта срок выполнения работ: с даты заключения Контракта до 01.12.2017 г. Работы выполняются согласно графику производства работ с соблюдением всех технологических процессов. Подрядчик имеет право досрочно выполнить работы и сдать результат работ Заказчику после поучения согласия на это Заказчика.
В соответствии с пунктом 10.0 проекта контракта: "Контракт действует с даты его заключения до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств".
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится поэтапно (ежемесячно) исходя из объема таких работ, цены Контракта, с учетом графика производства работ. Поэтапная оплата производится в пределах доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в п. 1.1 настоящего Контракта, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания Подрядчиком и Заказчиком актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3) и выставленной Подрядчиком счета-фактуры (пункт 2.5 проекта контракта).
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы ООО "НОВОСТРОЙ" в рассматриваемой части, поскольку документация содержит всю необходимую информацию для определения срока действия банковской гарантии в целях предоставления ее в качестве обеспечения исполнения контракта участниками, а также определить срок окончания действия контракта.
7) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушение заказчиком требований части 1 статьи 23, части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не повлияло на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в целях продолжения определения подрядчика и заключения контракта, возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписания о прекращении приостановления осуществления закупки, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" на действия администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области и Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В. И. Казакова при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова, номер извещения 0132300007817000073, обоснованной в части нарушения требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В остальной части признать жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" на действия администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области и Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В. И. Казакова при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова, номер извещения 0132300007817000073, необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 23, части 1 статьи 31, части 1 статьи 33 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4. Предписание заказчику не выдавать в связи с отсутствием влияния на результаты закупки.
5. Выдать оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписание о прекращении приостановления определения подрядчика в части заключения контракта.
6. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 7 сентября 2017 г. N 1788
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017