Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста - эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"): не явились, надлежащим образом уведомлены;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее - ООО "Новострой"): не явились, надлежащим образом уведомлены;
от заказчика муниципального бюджетного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства муниципального образования "Город Нюрба" (далее - МБУ "СЭГХ МО "Город Нюрба", заказчик): не явились, надлежащим образом уведомлены,
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива", ООО "Новострой" на действия заказчика муниципального бюджетного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства муниципального образования "Город Нюрба" при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ теплового пункта мкр. Вертолетка г. Нюрба (извещение N 0316300183117000035), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "Новострой".
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что:
1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчиком допущено несоответствие размера обеспечения исполнения контракта в извещении и проекте контракта;
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил дополнительных требований в аукционной документации к участникам закупки в представлении документов, подтверждающих их соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 04.02.2016 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Просят признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Из текста жалобы ООО "Новострой" следует, что в нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил в аукционной документации виды и объемы работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Из письменных пояснений заказчика по доводам жалобы ООО "Перспектива" следует, что:
1. Размер обеспечения заявки составляет 1 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 184 515,80 руб., размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 922 579, 00 руб. При снижении начальной максимальной цены контракта более чем на 25 % обеспечение исполнения контракта должно составлять 7,50 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 383 868,50 руб.
2. Со вторым доводом жалобы согласны.
Из письменных пояснений по доводу жалобы ОО "Новострой" следует, что не согласны с доводом жалобы, поскольку пунктом 2.1.3 проекта контракта установлено, что "подрядчик обязан выполнить своим иждивением (силами, техническими средствами с использованием своих материалов и оборудования) все работы, предусмотренные контрактом".
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0316300183117000035 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 11.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 451 580,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
5) единственная заявка участника электронного аукциона признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в силу следующего.
1. Довод заявителя в части допущения заказчиком несоответствия размера обеспечения исполнения контракта в извещении и проекте контракта подлежит признанию обоснованным на следующем основании.
В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Следовательно, в извещении о проведении электронного аукциона и в проекте контракта должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что в извещении N 0316300183117000035 от 11.08.2017 года о проведении электронного аукциона установлено, что размер обеспечения исполнения контракта равен 922 579, 00 руб.
Пунктом 2.1.2.5 проекта контракта установлено, что "в дату подписания настоящего Контракта Подрядчик предоставляет Заказчику обеспечение исполнения своих обязательств по настоящему Контракту в размере 10% от цены настоящего Контракта, что составляет 1 845 158, 00 (один миллион восемьсот сорок пять тысяч семьсот сорок рублей) 74 копейки, в форме банковской гарантии".
Из письменных пояснений заказчика следует, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 922 579, 00 руб.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 96, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и проект контракта содержит разночтение в размере обеспечения исполнения контракта.
Довод жалобы ООО "Перспектива" признан обоснованным.
2. Довод заявителя в части не установления заказчиком в аукционной документации требований к участникам закупки в представлении документов, подтверждающее их соответствие требованиям Постановления Правительства N 99 подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 части 5 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки вышеуказанному дополнительному требованию, в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 являются копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Предметом закупки согласно извещению N0316300183117000035 от 11.08.2017 года является выполнение строительных работ теплового пункта мкр. Вертолетка г. Нюрба, код по ОКПД2 42.99.29.000.
Начальная (макимальная) цена контракта составляет 18 451 580, 00 руб.
Материалами дела установлено, что в извещении, аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Таким образом, указанные действия заказчика нарушают части 4, 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Перспектива" признан обоснованным.
Жалоба ООО "Перспектива" признана обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Новострой" обоснованной в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно пункту 2.1.3. проекта контракта установлено, что "подрядчик обязан выполнить своим иждивением (силами, техническими средствами с использованием своих материалов и оборудования) все работы, предусмотренные Контрактом. Привлекать третьих лиц для выполнения своих обязательств по Контракту исключительно с предварительного письменного разрешения Заказчика. Обеспечить координацию деятельности привлекаемых третьих лиц, а также наличие у последних лицензий (разрешений, допусков) на выполнение соответствующего вида работ и нести ответственность перед Заказчиком за их действия/бездействие в полном объеме".
Следовательно, заказчиком не установлено полное ограничение в привлечении третьих лиц подрядчиком при исполнении обязанностей, предусмотренного муниципальным контрактом.
Таким образом, действия заказчика, в части не установления в аукционной документации видов и объемов работ по строительству подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, содержат нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Новострой" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Материалами дела установлено, что пунктом 12 Информационной карты аукционной документации установлено следующие единые требования к участникам электронного аукциона:
"соответствие требованиям, установленным к участникам в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального Закона N 44-ФЗ (соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки):
1.1. Участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
1.2. СРО, в котором состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
1.3. Совокупный размер договорных обязательств участника закупки не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Участник закупки во второй части заявки должен предоставить выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок".
Извещение N 0316300183117000035 от 11.08.2017 года не содержит требование к участникам требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной ситеме.
Таким образом, заказчик не установил в извещении требование к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны представить участники данного электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что нарушает пункт 6 часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1.1. проекта контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по устройству, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию хозяйственно-питьевого водопровода, системы горячего водоснабжения, теплового пункта и узла учета тепловой энергии на объекте: "ЦТП микрорайона "Вертолетка"", расположенном по адресу: г.Нюрба мкр. Вертолетка в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему Контракту), Локальными сметными расчетами (Приложение NN 2-2.2 к настоящему Контракту) и Графиком выполнения работ (Приложение N3 к настоящему Контракту), а также все технологически неразрывно связанные сопутствующие работы, необходимые для выполнения работ по настоящему Контракту, а Заказчик обязуется принять выполненные надлежащим образом работы и оплатить их результат".
В Техническом задании Описания объекта закупки аукционной документации установлено, что основанием выполнения работ по муниципальному контракту является проектная документация.
Материалами дела установлено, что аукционная документация, размещенная на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru не содержит проектную документацию.
Таким образом, заказчик, в нарушение части 2 статьи 7, части 1 статьи 59, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, не разместил проектную документацию в составе аукционной документации на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что пункт 3.1. проекта контракта содержит, "цена настоящего Контракта, определена в соответствии с Локальным сметным расчетом (Приложение NN2-2.2 к настоящему Контракту) и составляет 18451580,00 (восемнадцать миллионов четыреста пятьдесят одна тысяча пятьсот восемьдесят) рублей 00 копеек, в том числе НДС 18%. Определенная настоящим пунктом цена Контракта включает в себя все затраты Подрядчика, прямо либо косвенно связанные с организацией, согласованием, производством и сдачей всех работ по настоящему Контракту, предусмотренных Техническим заданием (Приложение N1),и Локальным сметным расчетом (Приложение NN2-2.2), а также технической (проектной, рабочей) документацией, все налоги, пошлины, сборы, другие обязательные платежи, прочие платежи, накладные расходы, сметная прибыль, а также расходы по доставке, разгрузке и хранению материалов и оборудования по месту выполнения работ, по содержанию объекта на весь период выполнения работ по Контракту, на возведение титульных временных сооружения при необходимости".
Согласно пункту 3.2 проекта контракта "в случае внесения Заказчиком изменений в Техническую (проектную, рабочую) и сметную документацию изменений, что влечет изменение объемов, видов и стоимость работ, выполняемых Подрядчиком, Стороны проведут переговоры об условиях выполнения таких работ по настоящему Контракту".
Таким образом, в проекте контракта не указано, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что нарушает часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 8 статьи 30 в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению N 0316300183117000035 от 11.08.2017 года в рамках данной закупки установлено ограничение в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, а именно участниками закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
Как установлено материалами дела, в пункте 3.3 проекта контракта установлено, что "Оплата работ по настоящему Контракту производится в следующем порядке (при условии выполнения Подрядчиком условий п. 2.1.26 Контракта о предоставлении Заказчику обеспечения исполнения обязательств): подписания Сторонами унифицированных форм первичной учетной документации (КС-3, КС-2), подтверждающих объемы выполненных работ, и предоставления Подрядчиком счета, а также счет-фактуры на сумму, указанную в справке КС-3".
Таким образом, частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе императивно установлена обязанность заказчика осуществить оплату по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Также части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее по тексту - Правила) размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Также п. 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Из материалов дела установлено, что п. 6.2. проекта контракта "Подрядчика за нарушение им своих обязательств по Контракту уплачивает Заказчику:
- за нарушение сроков: начала работ, выполнения этапов работ, устранения выявленных недостатков в выполненных работах, невыполнения других обязательств, предусмотренных Контрактом - пени в размере 0,5% процента от цены Контракта за каждый день просрочки.
Заказчик вправе удержать суммы причитающихся к оплате штрафных санкций в соответствии с настоящим пунктом из денежных средств, подлежащих оплате Подрядчику за выполненные работы надлежащего качества, направив соответствующий расчет Подрядчику
Пунктом 6.4. проекта контракта предусмотрено, что Заказчик при нарушении сроков оплаты, выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком работ более чем на 10 (десять) рабочих дней уплачивает Подрядчику пени в размере 0,05% процента от стоимости неоплаченных работ за каждый день просрочки, но не более 10% от стоимости не оплаченных работ.
Следовательно, заказчиком в проекте контракта не установлено штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом согласно Правилам.
Таким образом, в нарушение ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлено все возможные размеры значения штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям Правил.
Между тем, обращаем внимание, что Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утратило силу с 08.09.2017 года.
С 09.09.2017 года действует Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика муниципального бюджетного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства муниципального образования "Город Нюрба" при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ теплового пункта мкр. Вертолетка г. Нюрба (извещение N 0316300183117000035) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика муниципального бюджетного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства муниципального образования "Город Нюрба" при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ теплового пункта мкр. Вертолетка г. Нюрба (извещение N 0316300183117000035) обоснованной.
3. Признать заказчика муниципальное бюджетное учреждение "Служба эксплуатации городского хозяйства муниципального образования "Город Нюрба" нарушившим ч. 2 ст. 7, ч. 8 ст. 30, ч. 4, 5 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст.33, ч. 4, 5, 8 ст. 34, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 59, п. 6 ч. 5 ст.63, п. 1 ч. 1, ч. 3, ч. 4, ст. 64, ч. 1 ст. 96, ч. 2 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику муниципальному бюджетному учреждению "Служба эксплуатации городского хозяйства муниципального образования "Город Нюрба" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 сентября 2017 г. N 06-918/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2017