Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Батыс" (далее также - ООО "Батыс", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного унитарного предприятия "Технический центр телевидения и радиовещания" Республики Саха (Якутия) (далее также - ГУП "ТЦТР" РС(Я), заказчик): Петухова В.И., Попов А.А. (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Батыс" на действия заказчика ГУП "ТЦТР" РС(Я), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке деревянных опор в с.Бердигестях (изв. N 0116200007917008393), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Батыс" на действия заказчика ГУП "ТЦТР" РС(Я), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке деревянных опор в с.Бердигестях (изв. N 0116200007917008393).
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1) указанные в проекте контракта виды работ (погрузка, разгрузка до мест установки 284 деревянных опор длиной до 9 метров) не предусмотрены ведомостью работ и локальной сметой. Тем самым, подрядчик понесет дополнительные расходы по привлечению специального транспорта для перевозки опор по всему с. Бердигестях, специальной техники для погрузки/разгрузки, дополнительных рабочих сил. Тем более, согласно пункту 3.4 проекта контракта оплату, не предусмотренную контрактом, заказчик не производит.
2) В проекте контракта не указаны права подрядчика по приемке-передаче деревянных опор. То есть, если до момента передачи деревянные опоры хранились в ненадлежащем месте и будут в неудовлетворительном состоянии, то подрядчик не сможет отказаться от их приемки и будет нести за них гарантийную ответственность согласно пункту 1.9 проекта контракта и пункту 6 описания работ в течение 24 месяцев.
Если на момент передачи деревянных опор, они будут в неудовлетворительном состоянии, подрядчик может не выполнить работы в указанные сроки. Между тем, в пункте 1.7 проекта контракта указано, что подрядчик приступает к выполнению работ с момента заключения контракта (в течение 5 (пяти) календарных дней со дня заключения контракта), а не с момента подписания акта приемки-передачи опор.
Если установленные опоры будут в неудовлетворительном состоянии, заказчик может не принять выполненные работы, вследствие чего контракт может быть расторгнут и на подрядчика будет подано обращение для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Во избежание этого, подрядчик будет вынужден поставить опоры надлежащего качества за собственный счет, тем самым понесет расходы, не предусмотренные локальной сметой.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что складируются опоры в с. Бердигестях Горного района.
Проект контракта содержит пункт о разгрузке и погрузке опор до мест установки, что означает их транспортировку с использованием бурильно-крановой машины, которая в свою очередь имеет возможность транспортировки, погрузки, разгрузки деревянных опор.
Предметом контракта является установка опор, которые передаются заказчиком, подрядчик не несет гарантийную ответственность за состояние опор.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что работы по погрузке, разгрузке до мест установки являются подготовительными работами для выполнения бурения и установки опор. Локальная смета предусматривает использование бурильно-крановых машин, которые могут осуществить транспортировку опор до места установки. Кроме того, локальная смета содержит накладные расходы, т.е. расходы, которые необходимы для создания условий для выполнения работ.
Согласно пункту 1.5 проекта контракта расходы на погрузку, разгрузку включены в цену контракта, т.е. предусмотрены контрактом, в связи с чем ссылка на п. 3.4 проекта контракта несостоятельна.
В соответствии с нормами гражданского законодательства стороны свободны в установлении любых договорных прав и обязанностей, не противоречащих законодательству. Заявитель не ссылается на норму законодательства, которой противоречит п. 1.5 проекта контракта.
Согласно п. 7 описания объекта закупки передает подрядчику для осуществления строительства 284 опоры. Согласно п. 1.7 проекта контракта подрядчик приступает к выполнению работ в течение 5 дней со дня заключения контракта.
Кроме того, согласно п. 4.1.1 проекта контракта заказчик обязуется совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие выполненных работ и их результата в соответствии с условиями контракта.
Заявитель указывает на ограничение конкуренции, вместе с тем, данный довод опровергается поступлением 4 заявок на участие в электронном аукционе.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 809 400,00 рублей;
4) на участие в закупке поданы 4 заявки от участников закупки;
5) все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
6) на момент рассмотрения жалобы по существу дата проведения электронного аукциона не наступила.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
Довод жалобы в части того, что погрузка и разгрузка до мест установки деревянных опор не предусмотрены ведомостью работ и локальной сметой, что влечет дополнительные расходы подрядчика по привлечению специального транспорта для перевозки опор по всему с. Бердигестях, специальной техники для погрузки/разгрузки, дополнительных рабочих сил, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Предметом данной закупки является выполнение работ по установке деревянных опор в с.Бердигестях.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
5 |
Общие положения |
Необходимо покрасить битумным лаком 2 метра от основания опоры, забурить скважину на 2 метра и установить опору согласно рабочей документации. Рабочая документация установки опор имеется, разработана отделом планирования сетей связи ГУП "ТЦТР" РС(Я). Заказчик передаёт подрядчику: - Рабочую документацию установки опор, утвержденную Заказчиком. - 284 шт. опор в с.Бердигестях; |
В составе аукционной документации приложена ведомость работ на установку опор в с.Бердигестях Горного района, в которой указано следующее:
N |
Наименование работ |
Ед.изм. |
Кол-во |
|
|
|
|
1 |
Покраска подземной части опор битумным лаком в один слой, S=1,964 м2 |
шт. |
284 |
2 |
Бурение ям глубиной до 2 м. бурильно-крановыми машинами |
шт. |
284 |
3 |
Установка бурильно-крановой машиной опор деревянных одинарных высотой до 9-м |
шт. |
284 |
|
ИТОГО, руб. без НДС. |
|
|
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 1.5 проекта контракта установлено следующее:
"В цену Контракта включены стоимость выполняемых Работ, включая все расходы, связанные с выполнением обязательств Подрядчика:
- покраску 2 метров опор от основания битумным лаком;
- погрузку, разгрузку до мест установки;
- установку 9-ти метровых опор на глубину 2 метра;
- все налоги (в том числе НДС __ % в сумме ___________ (_____________) рублей ___ копеек), пошлины, сборы, отчисления и другие платежи, которые Подрядчик должен оплачивать при исполнении Контракта или на иных основаниях".
Следовательно, в цену контракта включены все расходы, связанные с выполнением обязательств подрядчика, в том числе на погрузку, разгрузку до мест установки опор.
Пунктом 3.1.2 проекта контракта установлено, что стоимость выполненных работ оплачивается заказчиком подрядчику по цене контракта, указанной в разделе "Предмет и цена Контракта", с удержанием размера выплаченного аванса.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, участники закупки самостоятельно определяют значение подаваемых ими ценовых предложений, в проект контракта включается цена контракта, предложенная участником закупки и, в данном случае, учитывающая в себя расходы по погрузке и разгрузке до мест установки опор, в силу чего указание заявителя на отсутствие расходов на погрузку и разгрузку до мест установки деревянных опор в ведомости работ и локальной смете не состоятельно.
Кроме того, как пояснили представители заказчика, погрузка и разгрузка опор осуществляется бурильно-крановой машиной, накладные расходы учтены в локальной смете в пункте 4 "Установка бурильно-крановой машиной опор деревянных одинарных высотой свыше 8,5 м".
При этом заявитель в своей жалобе не указывает какие именно положения и основополагающие принципы Закона о контрактной системе нарушены.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод жалобы в части того, что в проекте контракта не указаны права подрядчика по приемке-передаче деревянных опор, что может привести к тому, что на момент передачи деревянных опор они будут в неудовлетворительном состоянии и подрядчик может не выполнить работы в указанные сроки, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 6 статьи Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом данной закупки является выполнение работ по установке деревянных опор в с.Бердигестях.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
5 |
Общие положения |
Необходимо покрасить битумным лаком 2 метра от основания опоры, забурить скважину на 2 метра и установить опору согласно рабочей документации. Рабочая документация установки опор имеется, разработана отделом планирования сетей связи ГУП "ТЦТР" РС(Я). Заказчик передаёт подрядчику: - Рабочую документацию установки опор, утвержденную Заказчиком. - 284 шт. опор в с.Бердигестях; |
7 |
Материалы, передаваемые Заказчиком |
Заказчик передает Подрядчику для осуществления строительства следующие ТМЦ: - 284 шт. деревянных 9 м. опор; |
Таким образом, из положений аукционной документации, а также пояснения представителей заказчика следует, что опоры передаются заказчиком.
Пунктом 1.1 проекта контракта установлено следующее:
"В сроки установленные настоящим Контрактом Подрядчик выполнить работы по установке деревянных опор в с.Бердигестях (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить за выполненные Работы".
Указание заявителя на возможное недобросовестное поведение заказчика, заключающееся в передаче подрядчику деревянных опор в неудовлетворительном состоянии, несостоятельно в силу следующего.
Пунктом 4.1.1 проекта контракта предусмотрено следующее:
"4.1. Заказчик обязуется:
4.1.1. совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие выполненных Работ и их результата в соответствии с условиями Контракта".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
При этом согласно пункту 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Следовательно, добросовестность и разумность действий заказчика как стороны контракта, в том числе при исполнении своих обязательств по контракту предполагаются, с учетом принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заявитель в своей жалобе не указывает какие именно положения и основополагающие принципы Закона о контрактной системе нарушены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Батыс" на действия заказчика ГУП "ТЦТР" РС(Я), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке деревянных опор в с.Бердигестях (изв. N 0116200007917008393) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 сентября 2017 г. N 06-949/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017