Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста - эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стальстандарт" (далее также - ООО "Стальстандарт", Общество, заявитель): Николаев Ю.А. (генеральный директор), Анисимов С.Г. (представитель по доверенности);
от заказчика Районной администрации "Мегино-Кангаласский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - РА "Мегино-Кангаласский район" РС (Я), заказчик): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), аукционная комиссия, уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Стальстандарт" на действия аукционной комиссии заказчика Районной администрации "Мегино-Кангаласский район" РС (Я)/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Наружные сети в с. Петровка Мегино-Кангаласского улуса" (изв. N 0116200007917007614), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), соответственно, поступила жалоба ООО "Стальстандарт" на действия аукционной комиссии заказчика Районной администрации "Мегино-Кангаласский район" РС (Я)/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Наружные сети в с. Петровка Мегино-Кангаласского улуса" (изв. N 0116200007917007614).
Представитель заявителя ООО "Стальстандарт" доводы жалобы поддержал, пояснил, что заявителем обжалуется следующее:
1. решение аукционной комиссии в части признания заявки на участие в электронном аукционе несоответствующей требованиям аукционной документации, а именно на основании следующего: "Участником не представлены документы, предусмотренные п.32 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (Декларация о соответствии требованиям к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктом 7 отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ)".
Указывают на то, что заявителем в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представлена декларация соответствующая требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе, кроме того, ООО "Стальстандарт" продекларировало отсутствие у Общества - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость снята или погашена), а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуг, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
2. Заказчиком в аукционной документации установлено требование о соответствии участников закупки требованию пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, следовательно участникам закупки требуется продекларировать обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.
Между тем, при выполнении СМР по указанному объекту какие-либо исключительные права интеллектуальной деятельности заказчику не передаются, следовательно, указанное требование, по мнению заявителя, установлено неправомерно.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель аукционной комиссии уполномоченного органа пояснил, что с жалобой заявителя не согласен по следующим основаниям.
В составе второй части заявки документы не подтверждают соответствие заявителя дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением N 99, также заявка ООО "Стальстандарт" содержит "Декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с п. 3-5, 7-9 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при этом с указанном документе не продекларировано отсутствие у участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а само название документа не может считаться надлежащим декларированием.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки и аукционная документация размещены уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 935 740,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
5) предложение о цене контракта поступило от 3 (трех) участников закупки;
6) соответствующими требованиям аукционной документации признана заявка одного участника закупки;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ООО "Стальстандарт" необоснованной, а довод в части обжалования положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению, на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует решение аукционной комиссии о признании заявки ООО "Стальстандарт" несоответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0116200007917007614-3 от 30.08.2017 г. вторая часть заявки ООО "Стальстандарт" признана не соответствующей требования аукционной документации на основании следующего: "Признать заявку несоответствующей на основании п.1 ч.6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в связи с непредставлением документов, предусмотренных документацией ЭА.
Участником не представлены документы, предусмотренные документацией об электронном аукционе, а именно:
1. декларация о соответствии требованиям в соответствии с п.7 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
2. документы, предусмотренные п.31 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (отсутствует обязательный документ - разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и акты о приемке работ)".
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования установлены в подразделе 2 раздела 2 части 1 "Информационная карта" аукционной документации:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31* Закона N44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-9 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ**, а именно:
непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества".
Аналогичное требование установлено пунктом 32 "Информационная карта" аукционной документации.
Федеральным законом "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 28 декабря 2016 года пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен в новой редакции.
Так, согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Данные изменения вступили в силу 09.01.2017 года, учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона с внесенными изменениями было опубликовано на официальном сайте ЕИС 03.02.2017 года, внесенные в пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изменения в данном случае подлежат применению.
Материалами дела установлено следующее:
В составе второй части заявки участника закупки ООО "Стальстандарт" представлена декларация о соответствии участника единым требованиям, установленным в конкурсной документации в соответствии с Законом о контрактной системе, с указанием конкретного перечня сведений, продекларированных данным участником закупки.
При этом, представленная декларация указание об отсутствии у участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации не содержит.
Данный факт представителем заявителя не оспаривается.
Представитель заявителя пояснил, что продекларировал свое соответствие требованию пунктов 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, указав в представленной декларации факт отсутствия у участника закупки - физического лица, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки.
Между тем, преступления в сфере экономики определены Уголовным кодексом Российской Федерации в статьях 158-200.3 главы 21, 22 раздела 8 указанного кодекса. Статьи 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации определены в главе 30 данного кодекса и содержат состав преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Следовательно, декларирование отсутствие у участника закупки судимости в сфере экономики не может подтверждать отсутствие у данного участника судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что заявитель в противоречие с вышеуказанными требованиями аукционной документации и нормами Закона о контрактной системе, не продекларировал факт отсутствия у участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в составе второй части заявки в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке (пункт 31 части 1 "Информационная карта" аукционной документации) представлены копии договора подряда N 107 от 12.08.2015 г. на выполнение работ по реконструкции объекта: "Склад ГСМ емкостью 6500 м3 базы "Джарджан" Жиганского улуса РС (Я)", а также договора подряда N 45 от 23.09.2016 г. на выполнение работ по реконструкции объекта: "Склад ГСМ емкостью 6500 м3 базы "Джарджан" Жиганского улуса РС (Я) (работы по монтажу наружного пожаротушения)".
Между тем, согласно информации, представленной в материалы дела, объект, строительство которого является предметом договоров подряда на выполнение работ по реконструкции объекта: "Склад ГСМ емкостью 6500 м3 базы "Джарджан" Жиганского улуса РС (Я)", а по реконструкции объекта: "Склад ГСМ емкостью 6500 м3 базы "Джарджан" Жиганского улуса РС (Я) (работы по монтажу наружного пожаротушения)" не является объектом капитального строительства.
Следовательно, ООО "Стальстандарт" представлены контракты на выполнение работ, не относящихся к группе работ, установленных в аукционной документации., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", в связи с чем не являются надлежащим подтверждением соответствия заявителя дополнительным требованиям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (ч. 2).
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, аукционная комиссия уполномоченного органа правомерно приняла решение о признании заявки ООО "Стальстандарт" на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Первый довод жалобы ООО "Стальстандарт" признан необоснованным.
Из жалобы следует, что заявитель также обжалует действия заказчика в части установления в аукционной документации требование о соответствии участников закупки требованию пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru установлены следующие дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 18 августа 2017 г. 11 часов 00 минут.
Между тем, жалоба заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 31 августа 2017 года, то есть позднее срока окончания подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, довод жалобы заявителя в части обжалования положений аукционной документации не подлежит рассмотрению, в связи с тем, что заявителем пропущен установленный Законом о контрактной системе срок обжалования положений аукционной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Стальстандарт" на действия аукционной комиссии заказчика Районной администрации "Мегино-Кангаласский район" РС (Я)/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Наружные сети в с. Петровка Мегино-Кангаласского улуса" (изв. N 0116200007917007614) необоснованной, а довод в части обжалования положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Э.Ю. Платонова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 сентября 2017 г. N 06-940/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017