Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "РесурсСнаб" (далее также - ООО "РесурсСнаб", Общество, заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи" (далее также - ГБУ РС(Я) "РБ N2-ЦЭМП", заказчик): Чемезов В.Н. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "РесурсСнаб" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "РБ N2-ЦЭМП" при проведении электронного аукциона на поставку перчаток из каучукового латекса стерильных, одноразовых для нужд ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N2-Центр экстренной медицинской помощи" (изв. N 0116200007917007963), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "РесурсСнаб" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "РБ N2-ЦЭМП" при проведении электронного аукциона на поставку перчаток из каучукового латекса стерильных, одноразовых для нужд ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N2-Центр экстренной медицинской помощи" (изв. N 0116200007917007963).
Из текста жалобы заявителя следует, что в описании позиции 14 Технического задания установлено требование к конкретному методу стерилизации перчаток: "Стерилизация радиационным методом".
Требование к конкретному способу стерилизации совершенно необоснованно и лишь ограничивает участников закупки.
Объектом закупки является готовый продукт - стерильные медицинские перчатки.
Качество "стерильные" может быть обеспечено применением различных способов стерилизации: воздушным, паровым, химическим, смесью паров воды и формальдегида. Независимо от способа стерилизации любые стерильные перчатки стерильны в течение всего срока годности товара. Перчатки, стерилизованные любым способом, являются стерильными и могут быть использованы для той цели, для которой они закупаются. Обоснованной необходимости стерилизации именно радиационным методом, равно как и любым другим, нет и не может быть.
Метод стерилизации был бы существенным условием только в том случае, если бы предметом закупки было выполнение работ по стерилизации перчаток. При поставке готовых стерильных перчаток, метод стерилизации не является существенным условием качества товара.
При этом, любые утверждения о том, что иные методы стерилизации помимо радиационного, не являются безопасными голословные и необоснованны. В соответствии с ч.4 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При прохождении процедуры регистрации медицинского изделия, товары подвергаются различным исследованиям и испытаниям, в том числе выявляется их безопасность для жизни и здоровья человека.
На российском рынке обращаются перчатки, стерилизованные различными методами, и все они являются зарегистрированными медицинскими изделиями. Сам по себе факт регистрации медицинского изделия, независимо от выбранного способа стерилизации, означает полную безопасность данного изделия для жизни и здоровья человека.
При этом, ввиду необоснованного требования к конкретному способу стерилизации, участники не могут предложить по данному аукциону перчатки, которые полностью соответствуют всем характеристикам технического задания, но имеют иной метод стерилизации, например, газовый (оксид-этиленом).
В отношении позиции 9 Технического задания также установлены необъективные и необоснованные требования к упаковке перчаток.
В описании указано: перчатки диагностические нитриловые нестерильные неопудренные текстурированные c внутренним антибактериальным (хлоргексидин или полигексанид) покрытием.
Перчатки с данным антибактериальным покрытием на российском рынке реализует только ООО "АТЕКС ГРУПП". Их партнер является участником данного аукциона, что заведомо ставит их в выгодное положение. Поставить запрашиваемое количество заказчиком данных перчаток и в сроки указанные в документации не представляется возможным. Так как они отсутствуют в необходимом количестве на территории РФ.
Таким образом, завышенные и излишне конкретные требования к внутреннему антибактериальному покрытию перчаток необоснованны и необъективны. При этом, такие требования ограничивают возможность предложения перчаток, полностью соответствующих всем описанным требованиям.
Просят приостановить определение поставщика по закупке, рассмотреть жалобу по существу, обязать заказчика внести изменения в описание объекта закупки и исключить необоснованные требования к закупаемым товарам согласно доводам жалобы.
Из письменного пояснения уполномоченного органа следует, что из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Федеральным законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также отсутствуют требования к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
По позиции 14 заказчиком требуется перчатки смотровые требующие продолжительной стерильности. Стерилизация должна быть выполнена радиационным методом.
В соответствии с "ГОСТ ISO 11137-1-2011. Межгосударственный стандарт. Стерилизация медицинских изделий. Радиационная стерилизация. Часть 1. Требования к разработке, валидации и текущему контролю процесса стерилизации медицинских изделий" стерильное медицинское изделие - это изделие, свободное от жизнеспособных микроорганизмов. При поставках стерильных медицинских изделий международные стандарты, описывающие требования к валидации и текущему контролю процессов стерилизации, требуют, чтобы случайная микробиологическая контаминация медицинского изделия перед стерилизацией была минимизирована. Но даже в этом случае медицинские изделия, изготовленные в стандартных производственных условиях в соответствии с требованиями систем управления качеством (например, ISO 13485) могут перед стерилизацией содержать микроорганизмы, пусть и в небольших количествах. Такие медицинские изделия являются нестерильными. Целью стерилизации является инактивация микробиологических загрязнений и, таким образом, перевод нестерильных медицинских изделий в стерильные.
Кинетика инактивации чистой культуры микроорганизмов физическими и/или химическими агентами, применяемыми для стерилизации медицинских изделий, в общем случае точнее всего описывается экспоненциальной зависимостью между количеством выживших микроорганизмов и степенью воздействия стерилизующего агента. Из этого неизбежно следует, что всегда существует некоторая вероятность того, что микроорганизм может выжить, независимо от степени примененного воздействия. Для определенной обработки вероятность выживших определяется исходным количеством и устойчивостью микроорганизмов и окружающими условиями, в которых организмы пребывают во время обработки. Следовательно, стерильность любого отдельного медицинского изделия взятого из группы изделий, прошедших стерилизационную обработку, не может быть гарантирована, а стерильность обработанной группы выражается вероятностью наличия жизнеспособных микроорганизмов на медицинском изделии.
В настоящем стандарте содержатся требования, выполнение которых обеспечивает необходимую микробицидную активность процесса радиационной стерилизации, предназначенного для стерилизации медицинских изделий. Более того, соответствие требованиям обеспечивает надежность и воспроизводимость этой активности, так что можно с достаточной уверенностью предсказать низкий уровень вероятности сохранения жизнеспособных микроорганизмов в продукции после стерилизации.
Таким образом, радиационный метод стерилизации в отличии от других (химический, газовый, температурный и т.д.) обеспечивает наиболее высокий уровень стерилизации.
Довод заявителя о том, что по позиции 9 - перчатки диагностические нитриловые нестерильные неопудренные текстурированные с внутренним антибактериальным (хлоргексидин или полигексанид) покрытием подходит только товар ООО "Атекс групп" несостоятелен, поскольку на участие в электронном аукционе поданы заявки с предложениями о поставке перчаток Dermagrip, производства WRP Asia Pacific Sdn Bhd, Малайзия; перчаток SFM, производства "СФМ Госпитал Продактс ГмбХ", Германия; перчаток Nitrylex, производства Малайзия; перчаток Basic, производства Китай.
Согласно положениям ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии со ст. 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Таким образом, исходя из положения ст.ст. 8, 10 Закона о контрактной системе закупка товара с лучшими качествами наоборот ведет к развитию конкуренции между производителями, стимулирует в конкурентной борьбе развивать свою продукцию, а не ведет к ограничению конкуренции.
В отношении поставщиков, которым является заявитель, препятствий произвести поставку товаров с указанными требованиями не имеется, в связи с чем отсутствуют требования, которые ведут к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании.
Заявителем не приведены какие-либо доказательства, указывающие на необоснованное ограничение количества участников, поскольку препятствий для участников закупки произвести поставку товара не имеется.
На участие в закупке подано 5 заявок, которые допущены к участию в электронном аукционе.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласился, пояснил следующее.
Есть 2 способа стерилизации: радиационный и химический (стерилизация этиленоксидом). Требования к перчаткам медицинским установлены ГОСТ 52239, в котором имеется ссылка на часть 3 ГОСТ 10993 относительно исследования канцерогенности этиленоксида. Этиленоксид является производственным канцерогеном. При длительном использовании таких перчаток возможно воздействие на среду организма, а именно на кровь, отмечены случаи возникновения рака крови. В целях безопасности заказчиком было установлено требование о стерилизации перчаток радиационным методом. Данное требование не ограничивает конкуренцию, на участие в закупке подано 5 заявок.
Заявитель указывает, что по позиции 9 может быть поставлен товар единственным производителем либо единственным поставщиком, что не соответствует действительности, поскольку участниками закупки предложены товары от 4 различных производителей.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 15.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 001 399,50 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступило 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
6) в ходе проведения электронного аукциона предложения о цене контракта поданы от 4 участников закупки;
7) на момент рассмотрения жалобы по существу срок рассмотрения вторых частей заявок не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
Предметом данной закупки является поставка перчаток из каучукового латекса стерильных, одноразовых для нужд ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N2-Центр экстренной медицинской помощи".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены требования к поставляемым товарам, в том числе по позициям 9, 14:
N |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, конкретные показатели для определения соответствия предлагаемых товаров, установленным требованиям. |
Размеры |
Ед. изм. |
Кол-во |
9 |
Перчатки диагностические нитриловые нестерильные неопудренные текстурированные c внутренним антибактериальным (хлоргексидин или полигексанид) покрытием для обеспечения непрерывной антисептической обработки, снижающей бактериальную и вирусную нагрузку при нарушении целостности перчаток. Длина - не менее 270 мм. Толщина: на пальцах - более 0,18 мм; на ладонной части - более 0,10 мм. |
S |
пара |
1100 |
M |
5000 |
|||
L |
1400 |
|||
14 |
Перчатки смотровые (диагностические) стерильные из натурального латекса, без опудривания и добавления красителей для профилактики контактного дерматита, для диагностических обследований и терапевтических процедур, требующих стерильности в том числе продолжительных. Одинарная толщина перчатки в области пальцев не менее 0,15 мм для обеспечения повышенной механической прочности. Длина перчатки 240-260 мм. Упакованы в индивидуальную стерилизационную упаковку парами. Стерилизация радиационным методом. |
S |
пара |
1050 |
M |
2000 |
|||
L |
500 |
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
При этом, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, целям результативности. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Кроме того, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что есть 2 способа стерилизации: радиационный и химический (стерилизация этиленоксидом). Этиленоксид является производственным канцерогеном. При длительном использовании таких перчаток возможно воздействие на среду организма, а именно на кровь, отмечены случаи возникновения рака крови. В целях безопасности заказчиком было установлено требование о стерилизации перчаток радиационным методом.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не приведены доказательства того, что требованиям, установленным в аукционной документации к товарам по позициям 9, 14, соответствует товар только одного производителя, а также что данные требования влекут ограничение количества участников закупки в целом.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007917007963-1 от 05.09.2017 года до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 5 заявок. Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
Кроме того, из материалов дела следует, что участниками закупки по позиции 9 предложены товары от 4 различных производителей: WRP Asia Pacific Sdn Bhd, Малайзия, ФСЗ 2010/07612; СФМ Госпитал Продактс ГмбХ, ФРГ, ФСЗ 2010/07368; Nitrylex PF, Малайзия, ФСЗ 2012/13339; Basic, Китай, ФСЗ 2011/11418.
Также из материалов дела установлено, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта был направлены запросы коммерческих предложений, в том числе о наличии с теми же характеристиками, указанными в описании объекта закупки аукционной документации.
Согласно части 3 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации при расчете начальной (максимальной) цены контракта было использовано 3 коммерческих предложения.
В материалы дела заказчиком представлены копии коммерческих предложений от 3 различных поставщиков.
Таким образом, факт ограничения количества участников закупки установленными заказчиком требованиями к поставляемому товару не подтвердился материалами и обстоятельствами дела.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "РесурсСнаб" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "РБ N2-ЦЭМП" при проведении электронного аукциона на поставку перчаток из каучукового латекса стерильных, одноразовых для нужд ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N2-Центр экстренной медицинской помощи" (изв. N 0116200007917007963) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 сентября 2017 г. N 06-950/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017