Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Клавиртин" (далее - ООО "КЛАВИРТИН", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от заказчика Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная хоровая школа "Соловушка" г. Нерюнгри (далее также - МБУ ДО ДМХШ "Соловушка", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили письменные пояснения;
от уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" (далее также - МКУ "УМСиЗ Нерюнгринского района", уполномоченное учреждение): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
рассмотрев жалобу ООО "КЛАВИРТИН" на действия заказчика МБУ ДО ДМХШ "Соловушка", уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" при проведении электронного аукциона на поставку рояля (извещение N 0816300017017000195), проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "КЛАВИРТИН" на действия заказчика МБУ ДО ДМХШ "Соловушка", уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" при проведении электронного аукциона на поставку рояля (извещение N 0816300017017000195).
Из текста жалобы ООО "КЛАВИРТИН" следует, что заказчиком описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно установлены такие требования которым соответствует один товар (один рояль) одного производителя, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что с жалобой ООО "КЛАВИРТИН" не согласны по следующим основаниям.
Описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Аукционная документация содержит указание на товарный знак, при этом сопровождается словами "или эквивалент". Характеристики материалов, из которых изготовляется товар, указанные в Описании объекта закупки установлены в соответствии с потребностью заказчика и не являются запатентованными и используются в изготовлении ряда других моделей различных брендов, что также подтверждается письмом одного из производителей роялей - фортепианной фабрики BLTHNER. Кроме того, указание на сорт древесины и региона ее происхождения, отражает потребность заказчика в материале, максимально соответствующем сложным климатическим условиям его местонахождения.
Просят признать жалобу необоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с доводами жалобы не согласны. Установление требований к товару объясняют следующим.
Требуемые характеристики по позициям "Материал изготовления резонансной деки", "Материал изготовления струн", "Вирбельбанк" установлены в соответствии с потребностью заказчика. Ель прекрасно резонирует и издает красивый звук, благодаря чему из ели делают части для многих музыкальных инструментов - обычно верхние деки. Ель из северного региона Альп "Альпийская ель", с тонкими кольцами, фирма Strunz, является массово используемой и, своего рода, эталонной характеристикой большинства роялей данной категории и других деревянных инструментов. Высокогорная узкослойная ель высшего качества в случае определения материала изготовления рипок также является эталонной характеристикой роялей данной категории. Кроме того, указание на сорт дерева и регион его происхождения отражает потребность заказчика в древесине, максимально соответствующей сложным климатическим условиям нашего региона. Результатом использования именно указанного вида древесины является долголетнее качественное звучание инструмента.
Тоже касается и вирбельбанка из северо-американского клена - вековая практика изготовления роялей показывает, что это наилучший материал.
Для деталей из серого чугуна характерна малая чувствительность к влиянию внешних концентратов напряжения при циклических нагрузках, высокий коэффициент поглощения колебаний при вибрации деталей, высокие прочностные свойства. Чугунная рама одна из важных частей рояля, принимая на себя суммарное напряжение струн, позволяет повысить их напряжение, увеличив толщину струн и тем самым добиться более сильного и полного тона, повысить стабильность строя рояля.
Высококачественная сталь, в случае определения материала изготовления струн и вирбелей, является эталонной характеристикой роялей данной категории. Данная характеристика связана с потребностью в сертифицированной стали, которая имеет большой строк службы и способность выдерживать колоссальные эксплуатационные нагрузки.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение N 0816300017017000195 об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 590 300,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, к участию в электронном аукционе допущены заявки 3 участников закупки;
5) предложения о цене контракта поступили от 2 участников закупки;
6) на момент рассмотрения дела итоги электронного аукциона не подведены;
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "КЛАВИРТИН" необоснованной по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Согласно извещению N 0816300017017000195 от 18.08.2017 г. предметов закупки является поставка рояля.
Как следует из материалов дела, в описании объекта закупки ("Техническое задание" аукционной документации) установлены следующие требования:
Материал изготовления резонансной деки - ель из северного региона Альп "Альпийская ель", с тонкими кольцами, фирма Strunz, зимняя срезка или эквивалент
Материал изготовления рамы - из серого чугуна марки Funk (Aalen, Германия) или эквивалент
Вирбельбанк - Эксклюзивный вирбельбанк из северо-американского клена Bolduc, проклеенные крестообразным способом или эквивалент
Механика - Renner: Flgel 275 или эквивалент
Фильц - Wurzen или эквивалент
Покрытие клавиш - специальное минеральное покрытие Тharan марки Kluge, абсорбирующее влагу или эквивалент
Материал изготовления струн - Высококачественная немецкая сталь
Материал изготовления рипок - Высокогорная узкослойная ель высшего качества
Материал изготовления молоточков - VfG или эквивалент
Управление пюпитра - Возможность управления пюпитром одной рукой для удобства использования.
Как следует из письменных пояснений заказчика ель прекрасно резонирует и издает красивый звук, благодаря чему из ели делают части для многих музыкальных инструментов - обычно верхние деки. Ель из северного региона Альп "Альпийская ель", с тонкими кольцами, фирма Strunz, является массово используемой и, своего рода, эталонной характеристикой большинства роялей данной категории и других деревянных инструментов. Высокогорная узкослойная ель высшего качества в случае определения материала изготовления рипок также является эталонной характеристикой роялей данной категории. Кроме того, указание на сорт дерева и регион его происхождения отражает потребность заказчика в древесине, максимально соответствующей сложным климатическим условиям нашего региона. Результатом использования именно указанного вида древесины является долголетнее качественное звучание инструмента. Тоже касается и вирбельбанка из северо-американского клена - вековая практика изготовления роялей показывает, что это наилучший материал. Для деталей из серого чугуна характерна малая чувствительность к влиянию внешних концентратов напряжения при циклических нагрузках, высокий коэффициент поглощения колебаний при вибрации деталей, высокие прочностные свойства. Чугунная рама одна из важных частей рояля, принимая на себя суммарное напряжение струн, позволяет повысить их напряжение, увеличив толщину струн и тем самым добиться более сильного и полного тона, повысить стабильность строя рояля. Высококачественная сталь, в случае определения материала изготовления струн и вирбелей, является эталонной характеристикой роялей данной категории. Данная характеристика связана с потребностью в сертифицированной стали, которая имеет большой строк службы и способность выдерживать колоссальные эксплуатационные нагрузки.
Как указывает ООО "КЛАВИРТИН", указанные технические требования к поставляемому товару, установленные в Техническом задании аукционной документации влекут ограничение количества участников закупки и соответствует только одному товару одного производителя.
Запрет на ограничение количества участников закупки при проведении закупки установлен в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которому запрещено установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, из указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика (в части установления требования к поставляемому товару) ущемляются права и законные интересы участников закупки.
Материалами дела установлено, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта по запросу были использованы поступившие в адрес заказчика коммерческие предложения, согласно которым минимум три потенциальных поставщика могут осуществить поставку необходимого заказчику товара.
Кроме того, материалами дела установлено, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N0816300017017000195-1 05.09.2017 г. на участие в электронном аукционе подано 4 заявки от участников закупки с предложением к поставке рояля согласно требованиям, установленным в аукционной документации. Решением аукционной комиссии к участию в электронном аукционе допущены все участники закупи.
Также, заказчиком в материалы дела представлено письмо от ООО "Мир Музыки Красноярск", согласно которому указанное общество сообщает модели концертных роялей, соответствующих техническим характеристикам, установленным в аукционной документации, а именно - рояль SAUTER Concert 275 и рояль BLTHNER Classic Model One.
Следовательно, товар как минимум двух производителей соответствует установленным в Техническом задании аукционной документации требованиям.
Таким образом, проанализировав все материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае факт ограничения количества участников закупки материалами дела не установлен, а обстоятельствами дела не подтвержден.
Таким образом, на основании вышеизложенного жалоба ООО "КЛАВИРТИН" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "КЛАВИРТИН" на действия заказчика МБУ ДО ДМХШ "Соловушка", уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" при проведении электронного аукциона на поставку рояля (извещение N 0816300017017000195) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 сентября 2017 г. N 06-942/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017