Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Болысаева О.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Фирма "Синтез Н" (далее также - ООО Фирма "Синтез Н", заявитель): направлено уведомление о рассмотрении жалобы без участия заявителя;
от заказчика межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Республике Саха (Якутия) (далее также - МРИФНС N5 по РС(Я), заказчик): Игнатьева Т.И., Степанов И.Е. (представители по доверенностям);
рассмотрев жалобу ООО Фирма "Синтез Н" на действия заказчика МРИФНС N5 по РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку системы пожаротушения и пожарной сигнализации с монтажом в помещении архива для создания технологического комплекса архивного хранения документов (изв. N 0116100003917000044), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО Фирмы "Синтез Н".
Из текста жалобы ООО Фирма "Синтез Н" следует, что:
Предметом закупки является поставка системы пожаротушения и пожарной сигнализации с монтажом в помещении архива для создания технологического комплекса архивного хранения документов. При этом, в главе 5 "техническое задание" аукционной документации установлены конкретные требования к поставляемому товару, а именно установлен товарный знак, при этом не включены слова "или эквивалент".
Указание в документации о закупке конкретных параметров поставляемого товара не должно приводить к ограничению конкуренции участников закупки.
Просят признать жалобу обоснованной.
В пояснении заказчика по жалобе ООО Фирма "Синтез Н" указано следующее:
В описании объекта закупки электронного аукциона на поставку системы пожаротушения и пожарной сигнализации с монтажом в помещении архива для создания технологического комплекса архивного хранения документов, заказчик руководствовался пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик также указывает, что в техническом задании аукционной документации установлено требование на поставку Хладон 227еа.
Указанный товар Хладон 227еа - это тип огнетушащего вещества (химическое название - гептафторпропан).
Хладон 227еа - это газ без цвета, вкуса и запаха, является химическим ингибитором горения.
Заказчик считает, что Хладон 227еа единственная возможность обеспечить эффективна безопасную противопожарную защиту архивного помещения, поскольку Хладон 227еа по сравнению с другими хладонами 125, 318Ц безопасен для здоровья человека, применяется для защиты помещений с постоянным пребыванием людей, эффективно обеспечивает объемное пожаротушение, озонобезопасен, не разрушает озоновый слой, не проводит электричество. Хладон 227еа при возникновении пожара заполняет помещение за 10 секунд, системам с СО2 и со сжатым газом для этого требуется 60 секунд.
Заказчик подчеркивает, что положения Закона о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать в аукционной документации такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. При этом, как считает, МРИФНС N5 по РС(Я) как заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Предметом закупки является право на заключение контракта не на изготовление Хладона 227еа, а на их поставку, значит, участником данной закуки может выступить любое лицо, готовое поставить данный товар.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 230 000,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 8 заявок. Решением аукционной комиссии к участию в электронном аукционе допущены заявки всех участников закупки;
5) на момент рассмотрения жалобы по существу сроки проведения электронного аукциона не наступил;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО Фирма "Синтез Н" необоснованной на основании следующего.
Заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно главы 5 Технического задания аукционной документации на поставку системы пожаротушения и пожарной сигнализации с монтажом в помещении архива для создания технологического комплекса архивного хранения документов, которое содержит указание на техническое задание, при этом не сопровождается словами "или эквивалент".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Из пояснений представителей заказчика следует, что требования к характеристикам системы пожаротушения, обусловлены объективной потребностью заказчика, а именно безопасность для человека, использование для защиты помещений с постоянным пребыванием людей, эффективное обеспечение объемного пожаротушения, экологически безопасен.
Все параметры, указанные в описании объекта закупки являются существенными для заказчика и влияют на функциональные свойства системы пожаротушения, а также на его качественные характеристики, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Хладон 227 ea (HFC-227ea, FM-200, гептафторпропан) - газ без цвета, вкуса и запаха.
Огнетушащее вещество ГОТВ Хладон 227 ea (HFC-227ea, FM-200):
- применяется для защиты помещений c постоянным пребывания людей;
- озонобезопасен, не разрушает озоновый слой, озоноразрушающий потенциал (ОDP) равен 0; - остаточная концентрация кислорода после выпуска ГОТВ составляет 18 - 19%, что обеспечивает свободное дыхание человека;
- эффективно обеспечивает объемное пожаротушение;
- не проводит электричество;
- не вызывает коррозии металлов и деструкции органических соединений, что позволяет отнести его к группе так называемых "чистых газов";
- химически инертен;
- время выпуска 10 секунд;
- для обеспечения транспортировки по трубам требуется газ-вытеснитель;
- контроль давления в модуле осуществляется по манометру;
- высокий показатель отношения качество/цена;
- входит в перечень газов, рекомендованных к применению на территории РФ
- по Своду правил СП 5.13130.2009 и НПБ 88-2001.
Хладон 227 еа - это негорючий, невзрывоопасный и малотоксичный газ, при нормальных условиях является стабильным веществом.
Использование АУГПТ с ГОТВ Хладон 227еа (FM 200) получило применение на территории Российской Федерации, преимущественно с иностранными заказчиками. Это чистый продукт, не подпадающий под ограничения экологическим нормативам международного сообщества в области газового пожаротушения. При использовании безопасен для людей и имеет высокий коэффициент заправки и высокую диэлектрическую проводимость.
Достоинства:
- Безопасность для людей
- Экологическая безопасность
- Высокий коэффициент заправки (1.1 кг/л)
- Высокая диэлектрическая проводимость (2,0)
Недостатки:
- Не высокий запас безопасности (относительное превышение пороговой концентрации NOAEL над нормативной огнетушащей - около 25%)
ХЛАДОН 125 - бесцветный газ, негорюч и малотоксичен. Использование АУГПТ с ГОТВ Хладон 125 получило широкое применение на территории Российской Федерации, преимущественно за счет низкой цены. Является озонобезопасным ГОТВ, озоноразрушающий потенциал (ODR) равен 0. ГОТВ Хладон 125 применяется для защиты помещений без постоянного пребывания людей.
Достоинства:
Низкая цена;
Высокий % использования;
Высокая термическая стабильность (900°С).
Недостатки:
Недопустимость нахождения человека в среде с ГОТВ Хладон 125;
Низкий коэффициент заправки (0.9 кг/л);
Низкая диэлектрическая проводимость (0,95).
ХЛАДОН 318Ц - использование АУГПТ с ГОТВ Хладон 318Ц не получило широкое применение на территории Российской Федерации. Но, несмотря на это, этот продукт так же имеет своего покупателя. При использовании безопасен для людей и не подпадает под экологические международные ограничения в области газового пожаротушения.
Достоинства:
- Безопасность для людей;
- Экологическая безопасность;
- Высокий коэффициент заправки (1.1 кг/л).
Недостатки:
- Высокая цена;
- Низкий % использования.
Хладон существует в разных модификациях, и все они отличаются по своим свойствам и характеристикам, хотя огнетушащие способности у них примерно одинаковые. При выборе следует руководствоваться безопасностью для людей и экологии, при этом не забывая про экономическую эффективность.
Библиотекам и архивам согласно СП 5.13130.2009, требуется автоматически управляемое пожаротушение. Чтобы не нанести вреда книгам, документам и прочим бумагам, в качестве огнетушащих веществ используются газ, порошок, тонкораспыленная вода или специальные жидкие агенты. Концентрация газовых огнетушащих веществ, при пожаротушении в архивах и библиотеках должна быть выше, чем для обычных помещений.
Вопросы пожаробезопасности в архиве крайне важны. Противопожарное оборудование для библиотек и архивов должно обеспечивать:
- сохранность архивных материалов, книг, документов, чертежей и прочих бумаг, а также здоровье и самочувствие людей - как при пожаротушении, так и при случайном выпуске огнетушащего вещества;
- минимальное воздействие на окружающую среду;
- компактность и удобство в эксплуатации всех используемых противопожарных средств;
- эффективность пожаротушения.
Таким образом, все требования к характеристикам закупаемой системы пожаротушения и пожарной сигнализации с монтажом в помещении архива для создания технологического комплекса архивного хранения документов), в том числе Хладон 227еа, установлены на основании объективных потребностей заказчика и являются для него существенными, так как заказчик должен обеспечить эффективную противопожарную защиту архива, с максимальной безопасностью для людей и экологии. При описании объекта закупки и формировании требований к системе пожаротушения заказчик руководствовался законодательством Российской Федерации и основывался на своих потребностях.
Как указывает ООО Фирма "Синтез Н", указанные технические требования к поставляемому товару, установленные в Техническом задании аукционной документации влекут ограничение количества участников закупки.
Запрет на ограничение количества участников закупки при проведении закупки установлен в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которому запрещено установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, из указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика (в части установления требования к поставляемому товару) ущемляются права и законные интересы участников закупки.
Материалами дела установлено, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N0116100003917000044-1 31.08.2017 г. на участие в электронном аукционе подано 8 заявок от участников закупки с предложением к поставке системы пожаротушения и пожарной сигнализации с монтажом в помещении архива для создания технологического комплекса архивного хранения документов согласно требованиям, установленным в аукционной документации. Решением аукционной комиссии к участию в электронном аукционе допущены все участники закупи.
Таким образом, проанализировав все материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае факт ограничения количества участников закупки материалами дела не установлен, а обстоятельствами дела не подтвержден.
Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, целям результативности. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что устанавливая требования к поставляемому товару, заказчик считал, что Хладон 227еа оптимальный выбор с точки зрения безопасности для людей и экологии.
Кроме того, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО Фирма "Синтез Н" на действия заказчика межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку системы пожаротушения и пожарной сигнализации с монтажом в помещении архива для создания технологического комплекса архивного хранения документов (изв. N 0116100003917000044) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Н.Н. Яцкова
О.Н. Болысаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 сентября 2017 г. N 06-928/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017