Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Луковцевой С.В. -заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. -ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Вектор7" (далее - ООО "Вектор7", заявитель.) - не явились, о месте и времени надлежащим образом уведомлены;
от заказчика Администрации муниципального образования сельского поселения "Майорский национальный наслег" Абыйский улус (район) Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МО СП "Майорский национальный наслег" Абыйский улус (район) РС(Я), заказчик) - не явились, о месте и времени надлежащим образом уведомлены, представлены письменные пояснения;
рассмотрев жалобу ООО "Вектор7" на действия заказчика Администрации МО СП "Майорский национальный наслег" Абыйский улус (район) РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха (изв. N 0116300030717000010), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Вектор7".
Из текста жалобы ООО "Вектор7" следует,что заявитель обжалует аукционную документацию, а именно:
1.в нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил ненадлежащий срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
2. в нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил все возможные пороговые значения штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренныеПостановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N 1063, Правила).
Просят признать жалобу обоснованной и выдать предписание заказчику для устранения выявленных нарушений.
Из письменных пояснений заказчика следует, что согласны с доводами жалобы.
Отмечают, что электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку заявки на участие в электронном аукционе не поступили.
По предмету закупки пояснили, что на общероссийском сайте в плане графике наименование позиции соответствует с единым справочником ОКПД2, в связи с отсутствием точного наименования мероприятия, в электронной документации указано наименование соответствующая предмету соглашения с Министерством жилищно-коммунального хозяйства по РС(Я).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0116300030717000010 об осуществлении закупки размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 22.08.2017 года;
2) изменения извещения о проведении электронного аукциона - 22.08.2017 года;
3)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 4 500 000,00 рублей;
5) электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку не поступили заявки на участие в закупке.
Комиссия считает жалобу ООО "Вектр7" обоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя в части установления в извещении о проведении закупки ненадлежащей даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе признан обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Следовательно, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик должен установить дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе по истечении 15 дней с момента размещения на официальном сайте ЕИС извещения о проведении закупки.
Заказчиком извещение о проведении электронного аукциона N 0116300030717000010 на выполнение работ по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха. размещено в единой информационной системе - 22.08.2017 года в 15 часов 44 минуты.Между тем, дата и время окончания подачи заявок определено на 06.09.2017года в 10 часов 00 минут.
Кроме того, в пункте 13 аукционной документации в части информационной карты указан аналогичный срок окончания подачи заявок на участие в данном электронном аукционе.
Согласно указанному извещению, документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 500 000,00 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени"календарный день - период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.
При этом извещением, аукционной документацией установлена следующая дата и время срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 06.09.2017года в 10 ч.00 мин., то есть на 15-ый день с даты размещения извещения на официальном сайте ЕИС, но не до окончания календарного дня, который соответствует 24 часам 00 минутам 00 секундам.
Таким образом, заказчиком извещение размещено на официальном сайте ЕИС менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, что нарушает требования пункта 6 статьи 42, части 3 статьи 63, пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной систем.
Довод заявителя признан обоснованным.
2.Довод заявителя в части отсутствия в проекте контракта пороговых значений размеров штрафовдля каждого порогового значения цены контрактаза ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Также части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее по тексту - Правила) размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Также п. 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Из материалов дела установлено, что п. 9.2 проекта контракта установлено, что "в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается, в размере определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Пунктом 9.5. проекта контракта предусмотрено, что "штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается, в размере определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Следовательно, заказчиком в проекте контракта не установленывсе возможные пороговые значения штрафов в случае нарушения заказчиком, подрядчиком обязанностей, предусмотренных государственным контрактом в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 1063.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что положения статьи 34 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление размера штрафа в виде фиксированной суммы, но и порядка его определения.
Таким образом, в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлены все возможные размеры значения штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям Правил.
Довод заявителя признан обоснованным.
Между тем, обращаем внимание, что Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утратило силу с 08.09.2017 года.
С 09.09.2017 года действует Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количествеи месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в извещении об осуществлении закупки указано наименование закупки, а именно: работы строительные по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха
В соответствии с пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Следует отметить, что согласно пункту 13 Информационной карты аукционной документации указано следующее наименование объекта закупки: выполнение работ по строительству спортивной площади вдоль набережной с. Кебергене (1 этап - отсыпка и планировка территории).
В пункте 1.1. проекта контракта установлено, что предметом контракта является выполнение работ по строительству спортивной площади вдоль набережной с. Кебергене (1 этап - отсыпка и планировка территории).
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 2 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе сведения в извещении о проведении электронного аукциона указаны сведения не соответствуют информации, указанной в документации об электронном аукционе в части указания наименования закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Вектор7" на действия заказчика Администрации майорского образования сельского поселения "Майорский национальный наслег" Абыйский улус (район) РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха (изв. N 0116300030717000010)обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования сельского поселения "Майорский национальный наслег" Абыйский улус (район) РС(Я) нарушившим пункт 6 статьи 42, часть 3 статьи 63, пункт 3 часть 1 статьи 64, части 4, 5, 8 статьи 34, пункт 2 статьи 42, части 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования сельского поселения "Майорский национальный наслег" Абыйский улус (район) РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии М.Н. Петухова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 сентября 2017 г. N 06-965/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017