Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2017 г.
Изготовлено в полном объеме 12.09.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Тумудова Н.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителя Заказчика Администрации Яшкульского РМО РК -Озаевой А.Ю. (доверенность N б/н от 11.09.17г.),
в отсутствии представителя заявителя ООО "Профит-плюс", который надлежащим образом уведомлены,
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Профит-плюс",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 05.09.2017 г. поступила жалоба от ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель), в которой обжалуются действия Заказчика Администрации Яшкульского РМО РК (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции проезжей части и пешеходных тротуаров по ул.Канукова в пос.Яшкуль Яшкульского района Республики Калмыкия (2-й этап строительства). (реестровый номер извещения N 0105300001017000006).
Заявитель указывает, что положение документации аукциона заказчика содержит нарушения Федерального Закона N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Уведомлением от 07.09.2017 г. рассмотрение жалобы ООО "Профит-плюс" назначено на 11 сентября 2017 года в 10 часов 00 минут, а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Профит-плюс".
В связи с отсутствием Заказчика и не представление документации Комиссия Калмыцкого УФАС России отложила рассмотрение жалобы ООО "Профит-плюс" на 12 сентября 2017 года в 10 часов 00 минут.
12 сентября 2017 года состоялось рассмотрение жалобы ООО "Профит-плюс".
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, и проведя внеплановую проверку приходит к следующим выводам:
21.08.2017 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105300001017000006 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции проезжей части и пешеходных тротуаров по ул.Канукова в пос.Яшкуль Яшкульского района Республики Калмыкия (2-й этап строительства). Начальная (максимальная) цена контракта - 7 872 360 (семь миллионов восемьсот семьдесят две тысячи триста шестьдесят) рублей 00 копеек.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик нарушил ч.1 ст.2 и п.3 ст.63 Закона о контрактной системы, в части сроков подачи заявок на участие.
В соответствии с ч.1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что 21 августа 2017 года Администрацией Яшкульского РМО РК на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0105300001017000006 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по реконструкции проезжей части и пешеходных тротуаров по ул.Канукова в пос.Яшкуль Яшкульского района Республики Калмыкия (2-й этап строительства).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 872 360 (семь миллионов восемьсот семьдесят две тысячи триста шестьдесят) рублей 00 копеек.
В извещении о проведении аукциона указано: дата и время начала подачи заявок: 21.08.2017 года 18:18, дата и время окончания подачи заявок: 05.09.2017 год в 18:00.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системы, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч.1 ст.194 Гражданского кодекса РФ установлено, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Исходя из ч.3 ст.63, ч.1 ст.65 Закона о контрактной системы, днем окончания срока представления заявок должен быть день, который наступает после истечения соответственно пятнадцатого дня, начало отчета которого производится на следующий день после размещения извещения на официальном сайте.
Следовательно, начало исчисления пятнадцатого срока начинается с 20 августа 2015 года, пятнадцатидневный срок заканчивается 04 сентября 2017 года, окончание срока подачи должно быть установлено заказчиком не ранее чем 05 сентября 2017 года.
Вместе с тем, в нарушении ч.3 ст.63 Закона о контрактной системы, Администрацией Яшкульского РМО РК в извещении указана дата и время срока подачи заявок 21 августа 2017 года 18 часов 18 минут, то есть срок публикации извещения на официальном сайте до даты окончания срока подачи заявок составил 14 дней, соответственно, срок подачи заявок для участников закупки сокращен на 1 день.
Таким образом, довод Заявителя Комиссия Калмыцкого УФАС России считает обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Общества следует, что в извещении о проведении электронного аукциона, документации о закупке установлен запрет допуска (работ) услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015. Между тем, постановление Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ N 672 от 02.06.2017.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системы в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что в п. 4.5 ИУЗ раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации о закупке указано, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 установлен запрет допуска работ (услуг), оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Постановлением Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 1296 от 30.11.2015 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" постановление Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 утратило силу. Начало действия документа - 10.06.2017, а документация Заказчика размещена 21.08.2017 года.
В связи с вышеизложенным, в извещении о проведении электронного аукциона, документации о закупке указанный запрет был установлен, что нарушает ч.6 ст.31 Закона о контрактной системы. Следовательно, довод жалобы является обоснованным.
3. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ФЗ-44 части 3 статьи 33, чем ограничил возможность участия нас в качестве поставщиков, т.к. для предоставления нами надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, нам необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Технической части документации об Аукционе установлены избыточные требования, а также требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, например, такие как:
РАЗДЕЛ IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
7.Требования к характеристикам дорожно-строительных материалов
Асфальтобетонная смесь горячая, плотная, мелкозернистая
Остаточная пористость, в пределах диапазона 2,5 %- 5%
Пористость минеральной части, в пределах диапазона 14%-19%
Водонасыщение образцов из смесителя по объёму в пределах диапазона 1,5% - 4%
Водонасыщение по объёму для вырубок и кернов, не более 4,5%
Щебень из плотных горных пород
Потеря массы при испытании щебня из осадочных и метаморфических пород в насыщенном водой состоянии (для определения марки щебня) не более 13 %
Потеря массы при испытании щебня изверженных пород (для определения марки щебня) не более 16%
Потеря массы при испытании щебня из гравия и гравия (для определения марки щебня) не более 10%
Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) для щебня из изверженных и метаморфических пород не более 1% по массе щебня.
Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) для щебня из гравия не более 1% по массе щебня.
Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) для щебня из осадочных пород не более 2 % по массе щебня.
Содержание глины в комках не более 0,25% по массе щебня.
Содержание зерен слабых пород - не более 10 % по массе щебня.
Наличие зерен пластинчатой и игловатой формы по массе, не более 25 %.
Эмульсии битумные дорожные среднераспадающиеся
Содержание вяжущего с эмульгатором, от 50 до 60 % по массе
Условная вязкость при 20° С от 10 до 25 с
Остаток на сите N14 не более 0,25% по массе
Физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии:
глубина проникания иглы 0,1 мм при 25°С не менее 90
глубина проникания иглы 0,1 мм при 0°С не менее 28
Температура размягчения по кольцу и шару не ниже 43° С.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Довод Заявителя, о том, что Заказчик в проекте контракта не указал срок выполнения работ.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию извещения о проведении закупки, в соответствии с которым в извещении, в том числе должны быть указаны сроки завершения работы.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что в извещении о проведении закупки, размещенном в ЕИС, указано, что "...Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - другая периодичность", в проекте контракта не установлены сроки выполнения работ.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что извещение о проведении закупки и проект контракта не содержат сроков завершения работ, а действия Заказчика нарушают требования пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, исследовав представленные в материалах дела документы, заслушав доводы сторон, считает, что допущенные Заказчиком нарушения, являются достаточными основаниями для выдачи обязательного для исполнения предписания, направленное на устранение нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" - обоснованной.
2. Признать Заказчика Администрацию Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия нарушившим ч.6 ст.31, п.2 ч.42, ч.3 ст.63, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулирования электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции проезжей части и пешеходных тротуаров по ул.Канукова в пос.Яшкуль Яшкульского района Республики Калмыкия (2-й этап строительства). (реестровый номер извещения N 0105300001017000006).
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Тумудова Н.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 12 сентября 2017 г. N 08-10-188
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017