Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотревжалобуООО "Эталон" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Жуковский Московской области (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ капитального ремонта с элементами ремонтно-реставрационных работ с приспособлением здания объекта культурного наследия "Комплекс бывшего санатория для больных туберкулезом" (извещение N 0148200005417000757на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)в части доводов жалобы Заявителя и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии в части принятия неправомерного решения об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в Аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) дата начала подачи заявок- 28.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта -144 666 020,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 24.08.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -31.08.2017;
5) дата проведения Аукциона - 04.09.2017;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе не допущена ни одна заявка от участников закупки.
1. В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 31.08.2017 N0148200005417000757-1 (далее - Протокол) Заявителю (порядковый номер 1), отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"Участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и п. 22.2 раздела VI "Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе", в связи с несоответствием представленной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона и п.п. а) п. 2 раздела 18.1 "X. Информационная карта аукциона в электронной форме", а именно:
1. Участник указал: Плиты минераловатные (п.8 заявки) - Вид - Полужесткая - Марка по плотности - 100. Согласно ГОСТ 9573-2012, для плит вид полужесткий марка плотности 60, 70 или 80. Таким образом, представлены недостоверные сведения в отношении показателей товара.
2. Участник указал: Сетка сварная (п.13 заявки) - Тип сетки -2 - Диаметр стержня - 5 мм. Согласно ГОСТ 23279-2012, для сетки сварной тип 2 диаметр стержня не меньше 6 мм. Таким образом, участником закупки не указаны конкретные показатели, соответствующие требованиям документации об аукционе".
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии, что Заявителем в заявке на участие в Аукционе предоставлены недостоверные данные в п.15 Горячекатаная арматурная сталь по показателям Марка стали.
В пункте 15 по товару "Горячекатаная арматурная сталь ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций Дата введения 1983-07-01" установлен показатель "Марка стали" с значением показателя "Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп" в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться".
Заявитель в заявке на участие по товару "Горячекатаная арматурная сталь ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций Дата введения 1983-07-01" по показателю "Марка стали" указал значение показателя "Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп для А-III" в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться", тем самым изменил неизменный показатель.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как:
- по товару "Камни бортовые ГОСТ 6665-91" показатели "Отклонение по длине; Отклонение по высоте; Отклонение по ширине: - по верхней кромке, - по основанию";
- по товару "Бетон ГОСТ 26633-2015" показатели "Температура самовоспламенения; Крупность заполнителя";
- по товару "Завеса воздушно-тепловая" показатель "Расход воздуха".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика,Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к документам и информации, входящих в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований).
При этом согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, за исключением предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ капитального ремонта с элементами ремонтно-реставрационных работ с приспособлением здания объекта культурного наследия "Комплекс бывшего санатория для больных туберкулезом".
Пунктом 48 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Пунктом 5.4.3разделаII Постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N590 "О Министерстве культурыРоссийской Федерации" Министерство культуры Российской Федерации осуществляет ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно закупочной документации объект "Комплекс бывшего санатория для больных туберкулезом" включен в перечень "Список памятников истории и культуры местного значения", утвержденный постановлением Правительства Московской области от 15 марта 2002 N 84/9.
Кроме того, в документации отсутствует указание на реквизиты и наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану объекта культурного иинформациюо включении объекта "Комплекс бывшего санатория для больных туберкулезом" в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик не вправе требовать от участника закупки представить в составе заявки в лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
В закупочной документации (редакция от 28.07.2017) Заказчиком установлено требование о представлении участником закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданную Министерством культуры Российской Федерации.
Заказчик 02.08.2017 принял решение о внесении изменений в закупочную документацию в части требования о представления участником закупки указанной лицензии.
В действующей редакции закупочной документации данное требование отсутствует.
Вместе с тем, в пункте 5 технического задания документации об Аукционе установлено:
"5. Требования соответствия нормативным документам (лицензии, допуски, разрешения, согласования).
5.1. Работы проводятся при наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации, содержащей виды работ, согласно проектно-сметной документации;"
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о представлении участником закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерациинарушают пункт 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эталон"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченногоучреждения нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Материалы дела от 11.09.2017 N 07-24-13360/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, так как переданы ранее.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 сентября 2017 г. N 07-24-13360/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017