Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (далее - Заявитель) на действия Рязанского областного суда (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Рязанского областного суда (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтно-реставрационных работ в рамках капитального ремонта на фасаде здания объекта культурного наследия - "Здание окружного суда" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0159100002817000054) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего ненадлежащим образом перечень документов, которые необходимо предоставить участникам Аукциона в составе второй части заявки на участие в Аукционе, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 31.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 439 948 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) дата проведения Аукциона - 11.09.2017;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего ненадлежащим образом перечень документов, которые необходимо представить участникам Аукциона в составе второй части заявки на участие в Аукционе, для подтверждения соответствия участника закупки требованиям Постановления N 99.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
- наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
- перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ;
- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является выполнение ремонтно-реставрационных работ в рамках капитального ремонта на фасаде объекта культурного наследия - "Здание окружного суда". Начальная (максимальная) цена контракта 10 439 948 рублей.
В пункте 16 Информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к Постановлению N 99, а именно:
- "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
- наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта,
- наличие недвижимого имущества - требование не установлено в связи с выполнением работ на территории Заказчика;
- оборудование и технические средства:
· автомобиль бортовой, грузоподъемность до 5 т
· виброплита с двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем
· дрели электрические мощностью не менее 750 Вт - 2 шт
· перфоратор электрический мощностью не менее 850 Вт - 1 шт
· машины шлифовальные электрические - 2 шт
· растворосмеситель передвижной емкостью не менее 65 л
· компрессор передвижной с двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем давлением: 7 атм. и производительность до 5 м3/мин
· молоток отбойный пневматический или электрический
лебедка электрическая тяговым усилием до 3,2 т".
Подпунктами 7-9 пункта 20 Информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе, требования к содержанию второй части заявки на участие в Аукционе в части подтверждения соответствия участника Аукциона требованиям Постановления N 99, а именно:
"7) копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ на сумму не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта. Срок исполнения такого контракта не должен превышать 3 (три) года на дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
8) перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ в соответствии с требованиями п.16 Информационной карты;
9) копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании в соответствии с требованиями п.16 Информационной карты".
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о ненадлежащим установлении Заказчиком перечная документов, которые необходимо предоставить участникам Аукциона в составе второй части заявки на участие в Аукционе, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям пункта 1 Приложения 1 к Постановлению N 99.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. При проведении внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно пункту 9 Информационной карты документации об Аукционе "заказчик производит оплату по Контракту в течение 30 рабочих дней на основании документов, подтверждающих выполнение работ".
В соответствии с пунктом 2.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Заказчик оплачивает Подрядчику фактически выполненные работы в соответствии с настоящим Контрактом, путем перечисления на банковский счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в ст. 13 Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Контракта, Акта сдачи-приемки работ и справки о стоимости выполненных работ (формы КС-2, КС-3 и счет-фактуры установленного образца (в случае, если подрядчик является плательщиком НДС), в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты выставления Подрядчиком счета на оплату Цены Контракта, при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных Работ".
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий срок оплаты контракта, а именно 30 рабочих дней, нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе); размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронному аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 3.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что срок выполнения работ подрядчиком по контракту в полном объеме исчисляется с момента заключения контракта до 30.11.17.
Пункт 9.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе устанавливает, что "контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до "30" ноября 2017 г., а в части оплаты до полного исполнения сторонами своих обязательств, согласно условиям настоящего контракта, но не позднее 31.12.2017".
Вместе с тем, пункт 9 информационной карты документации об Аукционе, пункт 2.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе устанавливают, что оплата контракта производится Заказчиком в течении 30 рабочих дней с даты выставления подрядчиком счета на оплату цены контракта при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.
Таким образом, срок оплаты контракта может наступить уже после 31.12.2017, что противоречит условию, установленному в пункте 9.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе.
Пунктом 8.3 проекта государственного контракта установлено, что "срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта на не менее, чем на один месяц".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком сроки оплаты контракта противоречат срокам действия контракта, что не позволяет участникам Аукциона однозначно определить срок действия контракта и, соответственно, банковской гарантии (при условии выбора победителем Аукциона такого способа обеспечения исполнения контракта).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом срок действия банковской гарантии, нарушают пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 31.07.2017. Последнее изменения извещения о проведении Аукциона размещены в ЕИС 21.08.2017. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1063) утратило силу с 30.08.2017, следовательно, действовало на момент размещения документации об Аукционе в ЕИС.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 7.2.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе начислить штраф в размере и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - ПП N 1063) - 2,0 процента цены Контракта".
При этом подпунктами "а"-"г" пунктом 4 Правил предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 7.3.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "за ненадлежащее исполнение (неисполнение) Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, устанавливается штраф в размере, определяемом согласно ПП N 1063 - 5,0 процентов цены Контракта".
При этом подпунктами "а"-"г" пункта 5 Правил предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе размеры штрафа не соответствуют положениям, предусмотренным Правилами.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Изучив проект государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлены условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.09.2017 N 0159100002817000054-1 заявка участника с порядковым номером "1" не допущена к участию в Аукционе по основаниям пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно, участником представлены конкретные показатели товара, используемого для выполнения работ, которые не соответствуют требованиям технического задания документации об Аукционе: "в позиции 45 Технического задания указана недостоверная марка (75) для известкового кладочного раствора. Раствор такой марки на известковом вяжущем, как установлено аукционной документацией, получить не представляется возможным по прочностным характеристикам извести. Раствор кладочный марки 75 возможно получить только при применении вяжущих на основе цемента либо смеси иных вяжущих, отличных от чистой извести необходимой для обеспечения полного соответствия результата работ целям реставрации и обеспечения прочности, соответствующей исторической".
В пункте 46 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "Раствор тип 1": "должен быть готовый; должен быть кладочный; должен быть известковый; марка раствора должна быть не ниже 10".
Согласно правилам заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе документации об аукционе "показатели, сопровождающиеся терминами "не менее", "не ниже", "не должен быть ниже", "не уже" являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком".
Участник с порядковым номером заявки "1" представил, в том числе, следующие показатели: "Раствор тип 1: готовый, кладочный, известковый, марка раствора 75".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что техническим заданием документации об Аукционе подразумевалась марка раствора, которая характеризует прочность раствора на сжатие в проектном возрасте.
Согласно ГОСТ 28013-98 строительные растворы характеризуются, в том числе, следующими марками:
1) прочность раствора на сжатие в проектном возрасте (М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200);
2) морозостойкость раствора (F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200).
При этом ГОСТ 28013-98 не содержит такого понятия как "марка раствора".
Вместе с тем, техническое задание документации об Аукционе не содержит указание на ГОСТ 28013-98, а также на то, что участникам Аукциона необходимо представить показатель марки раствора по прочности на сжатие в проектном возрасте, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что участником закупки с порядковым номером заявки "1" представлены сведения в составе заявки, не противоречащие требованиям технического задания документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к содержанию состава заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявки участника закупки с порядковым номером "1" несоответствующей требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например:
- "Известь": "внешний вид: состоит из пористых кусков размером 510 см плотностью 3,1
.3,3 г/см3 и объемной массой 1600
2900 кг/см3" (пункт 26);
- "Кирпич": "средняя плотность кирпичей должна быть до 2000 кг/м3" (пункт 30);
- "Клей тип 1": "прочность склеивания древесины, МПа (кгс/см2), не менее 7,5 (75)"
- "Краска": "Максимальная величина зерна должна быть не более 100 мкм" (пункт 36);
- "Труба гофрированная": "электрическое сопротивление: не менее 100 МОм (испытательное напряжение 500 В при воздействии в течение 1 мин)" (пункт 53) и другое.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе и надлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8, 13.1, 27 статьи 34, пунктов 2, 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 12.09.2017 по делу N К-1183/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в части неправомерных действий Аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 сентября 2017 г. N К-1183/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2017