На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "ЭкоГидроСервис" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ ЧАО "Управление автомобильных дорог ЧАО" (далее - Заказчик), Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон - Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Мостовой переход через реку Пучевеем на 673 км (номер извещения 0188200000417000343) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в размещении в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) проектно-сметной документации не в полном объеме.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 02.08.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 919 367 837 рублей;
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
4) в соответствии с частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.
1. Согласно информации, изложенной в обращении Заявителя, проектно-сметная документация, размещенная Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС, не содержит декларацию безопасности гидротехнического сооружения, а также реквизиты организации, которая проводила государственную экспертизу.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных 56 статьей Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, предметом закупки является выполнение работ по строительству автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон - Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Мостовой переход через реку Пучевеем на 673 км.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектная документация размещена в ЕИС в полном объеме. Вместе с тем, статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117 "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - ФЗ N 117) содержит перечень объектов, которые относятся к гидротехническим сооружениям - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Вместе с тем, автомобильная дорога и мостовой переход, строительство которых осуществляется в рамках исполнения контракта, не являются гидротехническими сооружениями или объектами инженерной защиты, которые обеспечивают защиту здания или сооружения от негативного воздействия вод. Кроме того, положения статьи 10 ФЗ N 117, устанавливают случаи, когда декларация безопасности гидротехнического сооружения должна присутствовать в составе проектной документации, следовательно, законом не предусмотрено обязательное наличие декларации безопасности гидротехнического сооружения в составе указанной документации.
Также, проектно-сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы Комитета по градостроительству и архитектуре Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЧАО. Вместе с тем, Конкурсная документация содержит все необходимые реквизиты организации, которая проводила государственную экспертизу.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком размещена проектная документация не в полном объеме.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 80%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия: 5 %;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 15% (далее - Критерий N 3).
В рамках Критерия N 3 установлены следующие показатели:
1) Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (коэффициент значимости - 0,5) (далее - Показатель N 1);
2) Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (коэффициент значимости - 0,5).
Вместе с тем, учитывая, что по результатам закупки заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок, установленный Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации, не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку не содержит показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" со значимостью не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Кроме того, в рамках Показателя N 1 установлен следующий порядок оценки:
"При оценке по указанному показателю Конкурсной комиссией будет оцениваться квалификация трудовых ресурсов (инженерно-технических работников), предлагаемых для выполнения работ. К инженерно-техническим работникам относятся в том числе: начальник строительства, начальник смены, дорожный мастер, мастер-мостовик, геодезист, лаборант дорожной испытательной лаборатории, инженер производственного отдела, механик дорожно-строительных машин.
Для целей оценки по указанному показателю в таблице 1 по форме 4, приведенной в части II документации о закупке, участник закупки представляет данные о трудовых ресурсах - инженерно-техническом персонале (с указанием стажа в дорожной отрасли не менее 2-х лет), участвующих непосредственно в выполнении работ. Для целей оценки квалификации перечисленных выше специалистов, участник закупки указывает наименование занимаемой должности, стаж работы в дорожной отрасли (должен составлять не менее 2-х лет), сведения о среднем специальном образовании либо сведения о высшем образовании с указанием следующей информации: наименование учебного заведения, год окончания; наименование, N и дата выдачи документа об образовании; наименование профессии, специальности или направления подготовки.
Оценке подлежит только информация о работниках:
- состоящих в штате организации;
- относящихся к перечисленным в пп.3.2.1 должностям;
- имеющих стаж работы в дорожной отрасли не менее 2-х лет;
- имеющих высшее или среднее профессиональное образование по профессии, специальности или направлению подготовки в соответствии с "ОК 009-2016. Общероссийским классификатором специальностей по образованию", принятым и введенным в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст: N 2.08.00.00 "Техника и технологии строительства"; N 2.08.02.05 "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов"; N 2.08.05.02 "Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей" и аналогичных в соответствии с классификаторами, действовавшими на момент выдачи документа о высшем или среднем профессиональном образовании.
Для подтверждения указанных в пп. 3.2.2. данных участник закупки в составе своей заявки представляет на каждого специалиста, указанного в таблице 1 формы 4 части II документации о закупке, следующий комплект (пакет) документов:
- копия трудовой книжки. Должны быть представлены копии всех страниц, на копии последней заполненной страницы после последней записи должны стоять запись работника кадровой службы: "Работает по настоящее время", дата, должность и Ф.И.О. работника кадровой службы, подпись;
- копии документов об образовании (о среднем специальном, либо о высшем образовании);
- копии иных документов (на усмотрение участника закупки).
3.2.4. Формула расчета количества баллов, присуждаемых по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ":
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" определяется по формуле:
НБЦi = КЗ1 х 100 х (Кi / Кmax), где:
КЗ1 - коэффициент значимости показателя критерия;
- предложение по показателю участника закупки, заявка которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю N 1, поскольку оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана одна заявка, в связи с чем порядок оценки не применялся.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать материалы от 14.09.2017 по делу N ВП-471/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 сентября 2017 г. N ВП-471/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2017