На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника управления - начальника отдела рассмотрения жалоб в сфере размещения государственного оборонного заказа Управления контроля государственного оборонного заказа Игнатущенко П.П.,
заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Адигюзелова К.А.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб в сфере размещения государственного оборонного заказа Управления контроля государственного оборонного заказа Панова М.И.,
при участии представителей Войсковой части 3187 Обидина Д.М., Костенюк В.В., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ", ООО "Профит-плюс" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены,
рассмотрев обращение ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Войсковой части 3187 (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на закупку горюче-смазочных материалов в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения 0848100003717000016) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в части доводов Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения заседание Комиссии перенесено с 11.09.2017 на 14.09.2017.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе;
2) установившего в извещении о проведении Аукциона с нарушением положений Закона о контрактной системе требование об ограничении, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457);
3) установившего требование о предоставлении участниками закупки в заявке на участие в Аукционе декларации, подтверждающей, что участник не является офшорной компанией;
4) установившего в документации об Аукционе требования к показателям закупаемых товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства;
5) не установившего в документации об Аукционе идентификационный код закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.08.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 022 713 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 30.08.2017;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 04.09.2017;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Регион 52" с минимальным предложением о цене контракта в размере 2 596 955 руб.
1. Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время начала подачи заявок - 15.08.2017 20:55, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 30.08.2017 10:00.
Таким образом, Заказчиком извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, что нарушает часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено, что в соответствии с Постановлением N 1457 выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектов закупки, организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Постановление N 1457 утратило силу 10.06.2017.
При этом извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 15.08.2017.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в извещении о проведении Аукциона запрет на выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением N 1457, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о том, что участники закупки не должны являться офшорными компаниями.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
При этом, Заказчиком не установлено требование о предоставлении документов в составе заявки на участие в Аукционе подтверждающих, что участник закупки не является офшорной компанией.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе "требуется указать конкретные показатели, характеристики каждого вида товара (материала), применяемого при поставке товара (выполнении работ) в соответствии с требованиями Технического задания, нормативной и технической документации, входящих в состав аукционной документации. Сведения предоставляются по показателям, установленным в Техническом задании и в Приложениях. Все показатели, а так, же физико-механические свойства и иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих показателей и физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме. Требуемые параметры, установленные заказчиком, изменяться не могут. В случае если требуемый параметр начинается со слов "минимальный (-ое, -ая)", "максимальный (-ое, -ая)", "отклонение", то участнику закупки необходимо предоставлять конкретное значение показателя".
В таблице 6 "Описание поставляемого Товара" раздела 3 технического задания документации об Аукционе Заказчиком в соответствии с положениями Закона о контрактной системе установлены требования к качественным и иным характеристикам закупаемых товаров, так например:
Для закупаемого товара "масло моторное М10-ДМ" установлено, что: "Массовая доля активных элементов, % -кальция Не менее 0,30; -цинк Не менее 0,09; Температура вспышки в открытом тигле, °С - Не ниже 220; Температура застывания, °С - Не выше -18; Зольность сульфатная, % масс - Не более 1,5; Стабильность по индукционному периоду осадка образования (ИПО), выдерживает, 60, ч. - выдерживает".
Для закупаемого товара "масло моторное SAE 10W-40 API SL/CF установлено, что: "Вязкость динамическая, определяемая на вискозиметре CCS при -25° С, мПас - Не более 7000; Вязкость динамическая, определяемая на минироторном вискозиметре (МРВ) при -30° С, мПас - Не более 60000; Массовая доля механических примесей, % - Не более 0,015; Зольность сульфатная, % масс - Не более 1,3; Испаряемость по методу НОАКА, % - Не более 14".
Для закупаемого товара "Жидкость техническая "Нефрас" установлено, что: "Фракционный состав: Не ниже 50°, Температура начала перегонки: 10% Не выше 88°; 50% Не выше 105°; 90% Не выше 145°; 97,5% Не выше 170°; Остаток в колбе Не более 1%; Массовая доля серы Не более 0,02%".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование об указании конкретных значений поставляемых масел, жидкости технической "Нефрас" установлены исходя из потребностей Заказчика. Кроме того, установленные Заказчиком в документации об Аукционе характеристики масел, жидкости технической "Нефрас" общедоступны на сайтах производителей масел и жидкости технической "Нефрас" с указанием характеристик лабораторных испытаний, проводимых производителем.
При этом представителями Заказчика представлены документы и сведения, подтверждающие, что у производителей масел, жидкости технической "Нефрас" указанные характеристики имеют конкретные значения.
Таким образом, конкретные характеристики требуемых к поставке Заказчиком масел известны, и проведение дополнительных лабораторных испытаний для заполнения заявки на участие в Аукционе не требуется.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил документы и сведения, свидетельствующие об обратном.
В связи с изложенным, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе в нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе не указан идентификационный код закупки, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 23, части 6 статьи 31, части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2017 г. N ПГОЗ-222
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2017