Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Грин Телеком" (далее - Заявитель) на действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на создание единого АРМ пользователя и каталога пользователей, включая разработку прототипа внутреннего и внешнего портала (номер извещения 0173100014117000085) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/1 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлены ненадлежащие требования к участникам закупки, которые не соответствуют части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком установлены противоречивые сведения в отношении наименования объекта закупки, содержащегося в извещении о проведении Конкурса и в Техническом задании Конкурсной документации.
3. Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединены услуги по обслуживанию программного обеспечения и услуги по техническому обслуживанию оборудования.
4. Конкурсная документация содержит ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
5. Заказчиком в Конкурсной документации установлено неправомерное требование о наличии у исполнителя технологической площадки центра обработки данных (далее - ЦОД).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 82 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.09.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 19.09.2017;
6) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлены ненадлежащие требования к участникам закупки, которые не соответствуют части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлены единые требования.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также добавлен пункт 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 17 Информационной карты Конкурсной документации установлены единые требования к участникам закупки, в том числе: "Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Изучив Конкурсную документацию, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация не содержит требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 7-7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственный участник закупки представил в составе заявки декларацию в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые сведения в отношении наименования объекта закупки, содержащегося в извещении о проведении Конкурса и в Техническом задании Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является создание единого АРМ пользователя и каталога пользователей, включая разработку прототипа внутреннего и внешнего портала.
При этом, согласно Техническому заданию Конкурсной документации объектом закупки является оказание комплексной услуги по предоставлению ресурсов ЦОД для размещения информационных систем.
На заседании Комиссии установлено, что наименование объекта закупки, содержащее в извещении о проведении Конкурса не соответствует наименованию объекта закупки, содержащегося в наименование Технического задания Конкурсной документации.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку содержание Технического задания Конкурсной документации не противоречит наименованию объекта закупки, указанному в извещении о проведении Конкурса.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединены услуги по обслуживанию программного обеспечения и услуги по техническому обслуживанию оборудования.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком не установлены требования к поставке и техническому обслуживанию какого-либо оборудования, к обслуживанию программного обеспечения. Указанные в Техническом задании Конкурсной документации работы и услуги являются функционально и технологически связанными между собой, так как предусматривают, в том числе предоставление Заказчику виртуальных вычислительных ресурсов в центре обработки данных исполнителя.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно Техническому заданию Конкурсной документации необходимо разработать ряд информационных систем, которые будут проходить тестирование на оборудовании исполнителя, направленное на детальное исследование и выявление ошибок в работе систем, а также проверку соответствия работоспособности систем.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединены услуги по обслуживанию программного обеспечения и услуги по техническому обслуживанию оборудования, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсная документация содержит ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом рассчитана начальная (максимальная) цена контракта, Комиссией не рассматривается.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено неправомерное требование о наличии у исполнителя технологической площадки ЦОД.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требование о наличии у исполнителя технологической площадки ЦОД установлены в рамках исполнения контракта к исполнителю, а также Заказчиком не установлено требование, о наличии ЦОД в собственности у исполнителя.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в Конкурсной документации установлено неправомерное требование о наличии у исполнителя технологической площадки ЦОД.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации не включено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что единственный участник закупки является юридическим лицом.
7. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Подпунктом 6 пункта 25 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование к составу заявки на участие в Конкурсе: "документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенной банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что единственный участник закупки в составе заявки предоставил обеспечения заявки на участие в Конкурсе в виде банковской гарантии.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Грин Телеком" обоснованной в части установления Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащих требований к участникам закупки, которые не соответствуют части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также в части установления Заказчиком противоречивых сведений в отношении наименования объекта закупки, содержащегося в извещении о проведении Конкурса и в наименованию Технического задания Конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пунктов 1, 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 сентября 2017 г. N К-1216/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2017