Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<___>рассмотрев жалобу ИП Никитина Д.А. на действия Заказчика - МУПП "Саратовводоканал" при проведении электронного аукциона N 0560600001717000056 "Выполнение работ по восстановлению дорожного покрытия после проведения вскрышных работ для устранения аварийных ситуаций на подземных инженерно-технических коммуникациях, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУПП "Саратовводоканал", а именно: асфальтобетонного покрытия автодорог, тротуаров, плиточного покрытия, покрытия вокруг колодцев, дорожного бортового камня автодороги, тротуарного бортового камня",
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Никитина Д.А. (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МУПП "Саратовводоканал" при проведении электронного аукциона N 0560600001717000056 "Выполнение работ по восстановлению дорожного покрытия после проведения вскрышных работ для устранения аварийных ситуаций на подземных инженерно-технических коммуникациях, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУПП "Саратовводоканал", а именно: асфальтобетонного покрытия автодорог, тротуаров, плиточного покрытия, покрытия вокруг колодцев, дорожного бортового камня автодороги, тротуарного бортового камня" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об аукционе утверждена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, извещенный надлежащим образом, на рассмотрении жалобы не присутствовал.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
21.08.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе. Заказчиком является МУПП "Саратовводоканал". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 068 287,84 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Документации об аукционе не установлены требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 года N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 1 Постановления N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) устанавливаются виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 устанавливаются виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Поскольку предметом контракта является выполнение работ по восстановлению дорожного покрытия после проведения вскрышных работ, а не капитальный ремонт Заказчик правомерно не включил требование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 года N 570.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неверно установлен срок окончания предоставления разъяснений положений документации.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 17 "Дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе" информационной карты документации об аукционе указано: "Дата начала предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе: 21.08.2017 г. (с момента размещения информации о закупке на сайте электронной площадки). Дата окончания предоставления разъяснений положений документации: 02.09.2017 г. (за два дня до окончания подачи заявок)".
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Представители Заказчика при рассмотрении жалобы указали на то, что датой окончания срока направления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе является 02.09.2017, следовательно, при поступлении от участника аукциона 02.09.2017 запроса на разъяснение положений документации, ответ на указанный запрос должен быть опубликован на Официальном сайте в тот же день 02.09.2017, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы заявителя следует, что Заказчик в Документации об аукционе не установил требование к участникам закупки о предоставлении во второй части заявки выписки из реестра членов СРО.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лиц о, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Согласно ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Из пояснений Заказчика следует, что объектом закупки является проведение работ по восстановлению дорожного покрытия после проведения вскрышных работ, а не строительство, реконструкция или капитальный ремонт.
Поскольку предметом контракта является выполнение работ по восстановлению дорожного покрытия после проведения вскрышных работ, Заказчик правомерно не включил требование о предоставлении во второй части заявки выписки из реестра членов СРО.
Из жалобы Заявителя также следует, что Заказчиком не установлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Саратовского УФАС России не может согласиться с доводом жалобы, поскольку на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержится в разделе 15 Документации об аукционе.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя также следует, что в Документации об аукционе отсутствуют максимальные и минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых работ, потребностям Заказчика.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Представитель Заказчика на рассмотрении жалобы пояснил, что характеристики товаров, используемых при выполнении работ указаны в техническом задании, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Так, например, песок природный для строительных работ дoлжен соответствовать ГОСТ 8736-2014, щебень из природного камня для строительных работ - ГОСТ 8267-93, асфальтобетонные смеси дорожные - ГОСТ 9128-2013, камни бортовые - ГОСТ 6665-91.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
В жалобе Общества указано, что Заказчик в Извещении о проведении Аукциона и Документации об Аукционе установил некорректные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99 от 04.02.2015) установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Пунктом 1 Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 от 04.02.2015 указано наименование товаров, работ, услуг, при оказании которых применяются дополнительные требования: "выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей".
Применительно к данному виду работ установлены дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно извещению и документации об аукционе предметом закупки является выполнение работ по восстановлению дорожного покрытия после проведения вскрышных работ для устранения аварийных ситуаций на подземных инженерно-технических коммуникациях, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУПП "Саратовводоканал", а именно: асфальтобетонного покрытия автодорог, тротуаров, плиточного покрытия, покрытия вокруг колодцев, дорожного бортового камня автодороги, тротуарного бортового камня.
Как пояснил на рассмотрении жалобы представитель Заказчика, поскольку предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту, Заказчиком не было включено требование о соответствии участников закупки постановлению Правительства N 99.
На рассмотрении жалобы представитель заявителя не присутствовал, доказательств нарушения его прав не представил.
При таких обстоятельствах довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя также следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование о том, что обеспечение исполнения обязательств по Контракту, предоставленное в форме перечисленных денежных средств, возвращается Подрядчику в течение 15 (пятнадцати) банковских дней с момента полного исполнения данным участником своих обязательств по Контракту по требованию (заявлению) Подрядчика. Денежные средства возвращаются по реквизитам, указанным в требовании (заявлении) о возврате, которое составляется Подрядчиком в произвольной форме с содержанием необходимых платежных реквизитов Подрядчика для перечисления денежных средств, поступивших в счет обеспечения исполнения Контракта.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что под указанным требованием понимается документ, содержащий все реквизиты для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не присутствовал, доводы Заказчика не опроверг.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Никитина Д.А. на действия Заказчика - МУПП "Саратовводоканал" при проведении электронного аукциона N 0560600001717000056 "Выполнение работ по восстановлению дорожного покрытия после проведения вскрышных работ для устранения аварийных ситуаций на подземных инженерно-технических коммуникациях, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУПП "Саратовводоканал", а именно: асфальтобетонного покрытия автодорог, тротуаров, плиточного покрытия, покрытия вокруг колодцев, дорожного бортового камня автодороги, тротуарного бортового камня" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ |
<___> |
Члены Комиссии: |
_____________________ |
<___> |
|
_____________________ |
<___> |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 13 сентября 2017 г. N 366-17/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2017