Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
------------------ руководитель Мордовского УФАС России,
члены Комиссии:
---------------- врио начальника отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
----------------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
-------------- - специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
в присутствии:
----------------- - директора МКУ "Центр финансово-экономического обеспечения учреждений социальной сферы" (-------),
в отсутствии представителей ООО "ПЕРСПЕКТИВА" уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела
рассмотрев 13 сентября 2017 года жалобу ООО "ПЕРСПЕКТИВА" (далее - Заявитель) на действия МДОУ "Детский сад N 114" (далее - Заказчик), МКУ "Центр финансово-экономического обеспечения учреждений социальной сферы" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0109300043017000058 на капитальный ремонт здания, наружных коммуникаций, благоустройство территории, приобретение оборудования под размещение дополнительной группы для МДОУ "Детский сад N 114" (по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пос. Озерный, Молодежная, 18) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 06 сентября 2017 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 08.09.2017 N 640 рассмотрение жалобы назначено на 12.09.2017 года в 14 часов 30 минут. В заседании Комиссии его председателем был объявлен перерыв до 13 сентября 2017 года в 15 часов 30 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает:
1) невозможно определить из технического задания каким именно требованиям ГОСТ, СНиП, СаНПиН должны соответствовать выполненные работы подрядчиком.
2) нарушены положения ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, а именно предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной максимальной цены контракта
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия Заказчика и аргументы представителей, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия установила следующее.
Заказчиком, Уполномоченным органом 23.08.2017 на Официальном сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0109300043017000058 на капитальный ремонт здания, наружных коммуникаций, благоустройство территории, приобретение оборудования под размещение дополнительной группы для МДОУ "Детский сад N 114" (по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пос. Озерный, Молодежная, 18) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 17822102 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.08.2017
Дата проведения аукциона в электронной форме: 14.09.2017
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе в электронном аукционе от 11.09.2017 заявки с порядковыми номерами 1, 2 допущены к участию в Аукционе.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству используемого товара при выполнении строительно-монтажных работ, то подрядчик обязан использовать товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), стандартизация осуществляется в соответствии с принципами, одним из которых является добровольное применение документов в области стандартизации.
Из части 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании следует, что со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом в части, не являющейся обязательной в силу Закона о техническом регулировании, стандарты применяются к договорным отношениям сторон в том случае, если это предусмотрено в самом договоре. При наличии в договоре соответствующего указания положения стандарта, как и иные условия договора, являются для сторон обязательными (ст. 309 ГК РФ).
В пункте 1.2. проекта контракта подрядчик обязуется выполнить все работы, указанные в п.1.1. настоящего Контракта, собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, строительными, экологическими, техническими и иными нормами и правилами (СНиП, САНПиН, ППБ), позволяющими обеспечить нормальную эксплуатацию объекта.
Согласно пункту 5.5. проекта контракта подрядчик обязуется применяемые при выполнении работ материалы, способы выполнения работы должны соответствовать требованиям: действующих СНиП и ГОСТ, техническим условиям, требованиям противопожарной безопасности и техники безопасности при проведении ремонтных и строительно-монтажных работ, государственным стандартам, действующим на территории Российской Федерации, а также указаниям Заказчика и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы.
Согласно пункту 6.1. проекта контракта в результате реализации проекта, предусмотренного настоящим Контрактом, Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам, качеству и стоимости работ, предусмотренным ГОСТами, СНиПами, САНПиН и другими нормативно-правовыми актами в сфере строительства и капитального ремонта.
При этом, Закон о контрактной системе не устанавливает обязанность об указании Заказчиками в документации об Аукционе, проекте контракта наименований ГОСТов, СНиПов, САНПиНов, поскольку на отдельные товары, работы, услуги нормативные требования могут отсутствовать, а обязывает использовать стандартные показатели, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
Заявитель на заседание Комиссии Мордовского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих свою позицию не представил, а также доказательств, что данное указание затрудняет подачу заявки на участие в данном Аукционе.
2. Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно п. 13.5. проекта контракта Заказчиком установлено, что размер обеспечения исполнения Контракта составляет 1782210 рублей 20 коп. (10% начальной (максимальной) цены контракта). Если при проведении аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающим в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанной в документации о проведении аукциона, что составляет 2673315 рублей 30 коп. или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем на семьдесят процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать пять процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.
Вместе с тем, в соответствии с извещением о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта - 17822102 рублей.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлена возможность при снижении участником закупки цены контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, при заключении государственного контракта предоставить информацию подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки, с которым заключается контракт.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПЕРСПЕКТИВА" на действия МДОУ "Детский сад N 114" (далее - Заказчик), МКУ "Центр финансово-экономического обеспечения учреждений социальной сферы" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0109300043017000058 на капитальный ремонт здания, наружных коммуникаций, благоустройство территории, приобретение оборудования под размещение дополнительной группы для МДОУ "Детский сад N 114" (по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пос. Озерный, Молодежная, 18) (далее - Аукцион) обоснованной в части доводов, указанных в мотивировочной части настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение положений ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 13 сентября 2017 г. N 561
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2017