Резолютивная часть объявлена 11 сентября 2017 года Изготовлено в полном объеме 14 сентября 2017 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
член Комиссии, |
|
|
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Стеримаг" (далее - ООО "Стеримаг", Общество) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела) |
|
Заказчик |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Хомутовская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "Хомутовская ЦРБ") |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
|
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0344300002317000025 |
|
Объект закупки |
"Медицинские изделия и расходные материалы для автоклава" |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
67 804 рубля 95 копеек |
Довод (-ы) жалобы:
- по мнению ООО "Стеримаг", в нарушение ч.4 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), разъяснение положений документации об электронном аукционе от 29.08.2017 г. NРД1, размещенное заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), не содержит разъяснений положений документации об электронном аукционе, а также предмета запроса.
Довод (-ы) возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- в письменном пояснении, представленном в материалы дела, а также в ходе рассмотрения дела, представитель ОБУЗ "Хомутовская ЦРБ" возражал против доводов жалобы, указав, что заказчик действовал с соблюдением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
По результатам проведенной на основании ч.3, ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", внеплановой проверки соблюдения требований ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0344300002317000025, размещенными в ЕИС:
- 22.08.2017 г. - дата размещения извещения;
- 29.08.2017 г. в ЕИС размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе NРД1;
- 04.09.2017 г. - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- на участие в электронном аукционе было подано 4 (четыре) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4. Все участнике закупки допущены аукционной комиссией заказчика к участию в электронном аукционе и признаны участниками электронного аукциона;
- в процедуре торгов приняли участие участники закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3, 4;
- на момент рассмотрения настоящего дела, протокол подведения итогов в ЕИС не размещен.
29.08.2017 г., за 5 (пять) дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, ООО "Стеримаг" заказчику был подан запрос о разъяснении положений аукционной документации, что подтверждается материалами дела.
Согласно ч.3 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_" любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с п.4 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_" в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_" запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Представитель заказчика в ходе заседания Комиссии пояснил, что 29.08.2017 г., в установленный п.4 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_" срок, заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений аукционной документации на запрос Общества от 29.08.2017 г.
Согласно материалам дела, информации ЕИС, в теме разъяснения уведомления о размещении документа "Разъяснение положений документации об электронном аукционе" от29.08.2017 г. NРД1 для закупки N0344300002317000025 ОБУЗ "Хомутовская ЦРБ" указано: "В аукционной документации нет указанных нарушений, пожалуйста внимательно изучите п 3-5 Технического задания. Дополнительно прикрепляем, копию аукционной документации, выделено желтым цветом надпись "Или эквивалент"", а также прикреплен документ с наименованием "1 Аукционная документация(копия) (Аукционная документация.doc)".
Следовательно, фактически, размещенное заказчиком в ЕИС в установленные ФЗ "О контрактной системе..." сроки разъяснение положений аукционной документации NРД1 содержит разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, в вышеуказанной части жалоба Общества является необоснованной.
Вместе с тем, как установлено Комиссией, размещенное в ЕИС разъяснение положений аукционной документации от 29.08.2017 г. NРД1 не содержит предмета запроса участника электронного аукциона.
Согласно письменным объяснениям заказчика, представленных в материалы дела, текст запроса участника закупки от 29.08.2017 г. был следующего содержания: "Уважаемый Заказчик! В пп. 3-5 Технического задания прописаны индикаторы с конкретным наименованием "СТЕРИКОНТ-В" и "СтериТЕСТ-П" и ТУ единственного производителя ООО "НПФ "ВИНАР" без указания возможности поставить эквивалент. Это нарушение ст. 33 закона о контрактной системе. Просим внести изменения в документацию."
При таких обстоятельствах, довод заявителя о нарушении заказчиком ч.4 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_" в части указания о том, что разъяснение положений документации об электронном аукционе от 29.08.2017 г. NРД1, размещенное заказчиком в ЕИС, не содержит предмета запроса Общества от 29.08.2017 г., является обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией установлено.
1). В силу ч.8 ст.30 ФЗ "О контрактной системе..." в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе...", в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 ФЗ "О контрактной системе...".
Таким образом, указанное условие включается в контракт в случае установления заказчиком в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_" ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Поскольку в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлено ограничение в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_" в отношении участников закупок, которым могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, п.2.3.1 проекта контракта аукционной документации заказчиком изложен с нарушением требований ч.8 ст.30 ФЗ "О контрактной системе...", а именно:
"Оплата по Контракту за поставленный Товар осуществляется Заказчиком после представления Поставщиком в срок не более 15 дней следующих документов или копий документов:
а) счета;
б) счета-фактуры;
в) товарной накладной;
г) Актов приема-передачи Товара (приложение N 3 к Контракту);
д) Акта об исполнении обязательств по Контракту (приложение N 4 к Контракту), подписанного Сторонами в порядке, определенном пунктом 12.2 Контракта".
2). Согласно п.п.1 и 2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно материалам дела, предметом настоящей закупки является поставка медицинских изделий и расходных материалов для автоклава.
При этом, например, в позиции 3 "Индикаторы воздушной стерилизации химические одноразовые" таблицы Приложения N1 "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" к аукционной документации заказчик установил следующие требования к характеристикам товара:
"Индикаторы стерилизации химические одноразовые СТЕРИКОНТ-В-180/60-02 (далее-индикаторы) выпускаются в соответствии с ТУ 9443-006-11764404-98 и предназначены для оперативного визуального контроля соблюдения критических параметров воздушной стерилизациитемпературы стерилизации и времени стерилизационной выдержки в камере воздушного стерилизатора по ГОСТ 22649.
Индикаторы соответствуют 4 классу (многопараметрические индикаторы) по классификации ГОСТ Р ИСО 11140-1.
Индикаторы (рис.1) представляют собой прямоугольную полоску из инертного бумажного основания с нанесёнными на одной стороне двумя цветными метками (рис. 1) - индикаторной 4 и эталоном сравнения 5, и маркировки. Голубой цвет индикаторной метки необратимо меняется в зависимости от достижения значений критических параметров стерилизации в течение цикла воздушной стерилизации. Коричневый эталон сравнения показывает конечный цвет индикаторной метки при соблюдении требуемых значений критических параметров стерилизации.
Индикаторы стерилизации химические одноразовые , СТЕРИКОНТ-В-180/60-02 (далее-индикаторы) выпускаются в соответствии с ТУ 9443-006-11764404-98 и предназначены для оперативного визуального контроля соблюдения критических параметров воздушной стерилизациитемпературы стерилизации и времени стерилизационной выдержки в камере воздушного стерилизатора по ГОСТ 22649.
Индикаторы соответствуют 4 классу (многопараметрические индикаторы) по классификации ГОСТ Р ИСО 11140-1.
Индикаторы (рис.1) представляют собой прямоугольную полоску из инертного бумажного основания с нанесёнными на одной стороне двумя цветными метками (рис. 1) - индикаторной 4 и эталоном сравнения 5, и маркировки. Голубой цвет индикаторной метки необратимо меняется в зависимости от достижения значений критических параметров стерилизации в течение цикла воздушной стерилизации. Коричневый эталон сравнения показывает конечный цвет индикаторной метки при соблюдении требуемых значений критических параметров стерилизации. Упаковка - 1000 шт. Или эквивалент."
Как установлено ч.1 ст.1 ФЗ "О контрактной системе..." настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст.8 ФЗ "О контрактной системе..." контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, _ любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Подпунктом 3.2 п.3 и пп.4.1 п.4 "ГОСТ 2.114-2016. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия", введенный в действие Приказом Росстандарта от 30.08.2016 г. N978-ст (далее - ГОСТ 2.114-2016), установлено:
"В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:
ЕСКД - единая система конструкторской документации;
ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности;
КД - конструкторский документ (конструкторская документация);
НД - нормативный документ;
ПЗ - представительство заказчика;
СЧ - составная часть изделия;
ТЗ на ОКР - техническое задание на выполнение опытно-конструкторской работы;
ТУ - технические условия."
"ТУ в соответствии с ГОСТ 2.102 являются КД, содержащим требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые нецелесообразно указывать в других КД.
ТУ разрабатываются по решению разработчика, заказчика, если это не отражено в ТЗ на ОКР.
ТУ разрабатываются в составе комплекта КД и являются неотъемлемой частью комплекта КД на изделие."
Соответственно, ТУ - нормативный документ, позволяющий идентифицировать определенную продукцию. В ТУ отражаются назначение продукции, ее качественные показатели, методы контроля, условия транспортирования и хранения, гарантии производителя, в нем прописаны требования, по которым выстраивается весь технологический процесс производства начиная от создания оригинал-макета и заканчивая поставкой готового продукта заказчику. ТУ утверждается предприятиями-разработчиками технических условий, носят информационно-конфиденциальный характер.
Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя. Указание в документации о проведении процедуры закупки путем поставки товара на конкретное ТУ приводит к необходимости осуществить поставку товара, соответствующего конкретному ТУ.
Кроме того, как установлено Комиссией, "Стериконт" является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого является Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "ВИНАР", 111020, Москва, Госпитальный вал, д.4 (RU). Номер регистрации: 214957. Дата внесения изменений в Государственный реестр товарных знаков: 09.11.2010 г.
При таких обстоятельствах, указание заказчиком в таблице Приложения N1 к аукционной документации на товарный знак "Стериконт", на "ТУ 9443-006-11764404-98" индикатора воздушной стерилизации химического одноразового, являющегося предметом закупки, противоречит требованиям ч.ч.1,2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
На основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стеримаг" на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Хомутовская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Хомутовская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области нарушившим требования ч.8 ст.30, ч.ч.1, 2 ст.33, ч.4 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Областному бюджетному учреждению здравоохранения "Хомутовская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с настоящими обстоятельствами дела N240/2017.
4. Передать материалы дела N240/2017 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 сентября 2017 г. N 240/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2017