Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГУП "Водоканал" (далее - Заказчик):
ООО "Компакт-плюс" (далее - Заявитель): рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21723-ЭП/17 от 08.09.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт фонтана "Жемчужина", г. Кронштадт, Ленинградская ул., д. 2, сооружение 2, литера В (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.07.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0572500000117000247. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 116 358, 02 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснив, что действия аукционной комиссии Заказчика полностью соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика, а также размещёнными на официальном сайте документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе о, заявка с порядковым номером 4 отклонена по следующему основанию: "Согласно п. 3.1.3 раздела 3 части I и части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемых товаров (материалов, оборудования), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 2 к Техническому заданию и пункт 10 раздела 2 Технического задания). В Приложении N2 к Техническому заданию аукционной документации по позиции N 2 "Смесь асфальтобетонная в соответствии с пунктом 3 локального сметного расчета N 05-02-01" установлены, в том числе, следующие требования: "Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 5 мм более 70 % по массе", "Песок в составе смеси природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений или неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, полученный при производстве щебня или неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц, полученный с использованием специального оборудования." (Группа конкретных показателей "Материал изготовления/Состав"), "Песок в составе смеси в соответствии с ГОСТ 8736- 2014 или в соответствии с ГОСТ 31424-2010." (Группа конкретных показателей "Прочие"). В заявке участник закупки представил по позиции N 2 "Смесь асфальтобетонная в соответствии с пунктом 3 локального сметного расчета N 05-02-01", в том числе, следующие сведения: "Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 5 мм 80 % по массе", "Песок в составе смеси неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц, полученный с использованием специального оборудования.", "Песок в составе смеси в соответствии с ГОСТ 31424-2010". Весь зерновой состав минеральной части смеси, который составляет 100 % по массе, делится на две группы: зерна с размером не более 5 мм и зерна с размером (крупностью) свыше 5 мм, которые в сумме и должны давать 100 % по массе. Согласно п. 3.3 ГОСТ 31424-2010 неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц, полученный с использованием специального оборудования - это обогащенный песок из отсевов дробления. Согласно п. 4.1.7 ГОСТ 31424-2010 "Обогащенный песок по зерновому составу должен соответствовать требованиям к группам очень крупного, повышенной крупности, крупного и среднего песка класса I, приведенным в таблице 1", а согласно таблице 1 ГОСТ 31424-2010 наибольшее допустимое содержание зерен крупностью свыше 5 мм может быть в очень крупном обогащенном песке из отсевов дробления и составляет 10 % по массе. Таким образом, зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 5 мм, как указано участником, составляет 80 % по массе; зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен свыше 5 мм, как следует из данных, предоставленных участником, может максимально составлять 10 % по массе, что в сумме дает 80+10=90 % по массе. Однако, в сумме должно быть 100 %, следовательно, данные участника не соответствуют достоверности. Таким образом, указав по позиции N 2 "Смесь асфальтобетонная в соответствии с пунктом 3 локального сметного расчета N 05-02-01" значения показателей "Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 5 мм 80 % по массе", "Песок в составе смеси неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц, полученный с использованием специального оборудования.", "Песок в составе смеси в соответствии с ГОСТ 31424-2010", участник закупки предоставил недостоверную информацию".
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемых товаров (материалов, оборудования), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 2 к Техническому заданию и пункт 10 раздела 2 Технического задания), товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (материала, оборудования).
При указании конкретных показателей товара, использующихся при выполнении работ, участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", являющейся Приложением N 3 к Техническому заданию.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена в Разделе 5 Части III "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
В Приложении N2 к Техническому заданию аукционной документации по позиции N 2 "Смесь асфальтобетонная в соответствии с пунктом 3 локального сметного расчета N 05-02-01" установлены, в том числе, следующие требования: "Смесь должна быть песчаная. Марка смеси III или II или I. Марка по прочности песка в составе смеси не менее 600" "Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 5 мм более 70 % по массе", "Наибольший размер минеральных зерен 10 или 5 мм"; "Песок в составе смеси в соответствии с ГОСТ 8736-2014 или в соответствии с ГОСТ 31424-2010".
В заявке Заявитель по позиции N 2 "Смесь асфальтобетонная в соответствии с пунктом 3 локального сметного расчета N 05-02-01" представил, в том числе, следующие сведения: "Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 5 мм 80 % по массе", "Наибольший размер минеральных зерен 5 мм".
В соответствии с п.п. 3.1 ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия (с Поправкой)": песок: природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений.
В соответствии с п.п. 3.2, п.п. 3.3 ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия": песок из отсевов дробления: Неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, полученный при производстве щебня; обогащенный песок из отсевов дробления: Неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц, полученный с использованием специального оборудования.
Таким образом, Заявитель, заполняя заявку по показателю "Наибольший размер минеральных зерен 10 или 5 мм", согласно требованиям ГОСТ и Заказчика не имел возможности указать "Наибольший размер минеральных зерен 10 мм".
В соответствии с п.п. 4.1.3 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", асфальтобетонные смеси (далее - смеси) и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на: - щебеночные; - гравийные; - песчаные.
В соответствии с п.п. 4.1.5 ГОСТ 9128-2013, горячие и холодные песчаные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы: Г и Гх - на песках из отсевов дробления;Д и Дх - на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления.
В соответствии с Таблицей 2 ГОСТ 9128-2013, зерновой состав минеральной части смеси типов Г и Д с размером зерен не более 5 мм допускается от 70 до 100 % по массе.
В соответствии с требованиями, установленными Заказчиком к конкретным показателям товара "Смесь асфальтобетонная" (п. 2): Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 5 мм более 70 % по массе.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки:
- в случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя с использованием слов/словосочетаний/символов "более", "выше
", "не
", ">", "минимальный (-но; -ая; -ое; -ые во всех падежах, кроме выражения "минимальная длительная прочность", "минимальное значение" во всех склонениях)" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное в Приложении N 2 к Техническому заданию минимальное значение показателя без использования слов/словосочетаний/символов "более
", "выше
", "не
", ">", "минимальный (-но; -ая; -ое; -ые во всех падежах)".
Таким образом, указанные в протоколе рассмотрения заявок основания, послужившие обоснованием для отказа ООО "Компакт-плюс" в допуске к участию в аукционе, не могут быть основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе.
Комиссия УФАС также констатирует, что ни Заказчиком, ни аукционной комиссией Заказчика не представлено доказательств наличия в составе заявки ООО "Компакт-плюс" недостоверных сведений.
Таким образом, действия аукционной комиссии Заказчика, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе, нарушают ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате внеплановой проверки закупки установлено следующее.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Описание требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, установлено Заказчиком в Приложение N 2 к Техническому заданию.
К товару по позиции 7 Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм более 96 и не более 100 % по массе. Полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 2,5 мм не менее 95,5 и не более 100 % по массе".
Согласно ГОСТ Р 54748- 2011 полный остаток на сите: Сумма частных остатков на данном сите и всех ситах с большими размерами отверстий, определяемая в процентах массы пробы. Согласно указанному ГОСТ частный остаток на каждом сите, определяется по результатам просеивания по формуле.
Проведенные испытания и расчет частных остатков на ситах не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки. Кроме того, предусмотренные ГОСТ испытания по определению частных остатков на ситах осуществляются на определенные партии товара. Причем, в паспортах на качество товара сведения о проведенных испытаниях по определению частных остатков на ситах заводами-изготовителями не указываются.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок содержания веществ ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компакт-плюс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 сентября 2017 г. N 44-3665/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2017