Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
в отсутствии представителей:
ООО "Рестрой" (далее - Заявитель): представитель не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21829-ЭП/17 от 11.09.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение общестроительных работ в помещениях администрации Приморского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ал. Котельникова, д. 2а, корп. 2, лит. А, (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.08.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004917000090.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 391 905,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, инструкция носит противоречивый характер, подменяя смысл предусмотренного ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе переченя видов показателей. Вместе с тем, доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения, поскольку наличие определенных характеризующих слов "не менее", "не более", "и/или" и пр. не определяет требование к значению показателя, как максимальное и (или) минимальное его значение или значение которое не может изменяться исключительно по результату его буквального восприятия. Так же, Закон о контрактной системе не устанавливает требования к формулировкам инструкции по заполнению первой части заявки, а определяет инструкцию только как инструмент, объясняющий порядок предоставления конкретных показателей по каждому товару, не оставляя "двоякости" или "неопределенности" действий участников по предоставлению сведений о конкретных показателях товаров.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
2. Заявитель указывает, что Заказчик уклонился от дачи ответа на запрос разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки вышеуказанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
06.09.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком были даны разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания:
"В Требованиях имеются товары, например "Болты с шестигранной головкой тип 1", "Профиль потолочный ПП 60/27 мм", "Гайки шестигранные для болтов тип 3." и т.д., отсутствующие в локальной смете и ведомости материалов.
В Требованиях установлены варианты значений показателей товаров, которые влияют на конечную стоимость товара, а количество товара установлено только в смете и ведомости материалов, таким образом участники при выборе вариантов товара будут не в равных условиях.
Можно ли указать по каждому товару, где именно его идентифицировать в смете или ведомости ресурсов?
Ответ: Требования к товарам установлены в соответствии со сметной документацией и на основании потребностей заказчика. Варианты значений показателей товаров установлены для всех потенциальных участников в равной мере, таким образом все участники закупки находятся в равных условиях".
В ходе заседания Комиссии УФАС не установлено, что Заказчиком не дан ответ на запрос разъяснений положений документации о закупке, объем, полноценность и всесторонность содержания ответа на запрос разъяснений положений документации о закупке, позволяющие оценить его на предмет соответствия требованиям закона, не установлены Законом о контрактной системе.
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, начальная (максимальная) цена контракта обоснована проектно-сметным методом, соответствующий сметный расчет представлен в Приложении N 1 к Техническому заданию, и включает в себя территориальные расценки на выполняемые работы, рассчитанные по норме чел./час исходя из объема выполняемых работ, а так же основные материалы, используемые при выполнении работ, рассчитанные по территориальному сборнику сметных цен исходя из объема поставляемого товара. Закон о контрактной системе не содержит ограничений в части подробности описания сопутствующих материалов согласно ст. 66 Закона о контрактной системе, если соответствующие материалы предполагаются в составе территориальных расценок и не противоречат требованиям государственной стандартизации.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Заказчиком установлены требования к товарам на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложение N 2 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к конкретным показателям товаров, которые имеют признаки необъективного описания объекта закупки путем искажения требований ГОСТ:
- п. 32 "Доски обрезные хвойных пород" установлено требование: "Влажность более 15 %. Сорт пиломатериала: не ниже 3" - установлено требование соответствия товара ГОСТ 26002-83;
- п. 78 "Раствор" установлено требование: "Марка по подвижности: Пк3; Пк2. Подвижность по погружению конуса: от 4 до 12 см" - установлено требование соответствия товара ГОСТ 28013-98;
- п. 33 "Гайки шестигранные для болта с шестигранной головкой тип 1" установлено требование: "Класс точности В. Шаг резьбы: крупный либо мелкий. Класс прочности: выше 4" - не установлено требование соответствия товара ГОСТ.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 2 к Техническому заданию документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке противоречивы и не могут быть представлены одновременно как в соответствии с ГОСТ, так и в соответствии с требованиями инструкции по заполнению первой части заявки. В том числе, с учетом положений Закона о контрактной системе, участникам закупки, в случае отсутствия в инструкции по заполнению первой части заявки указания на порядок представления тех или иных показателей, предоставлена возможность самостоятельно определять конкретное значения показателя, основываясь на буквальном толковании текста описания требований к показателям товаров.
Следовательно, данные доводы жалобы признаются необоснованными, а сама жалоба - полностью необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Рестрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 сентября 2017 г. N 44-3658/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017