Резолютивная часть решения оглашена 18.09.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Ивмолокопродукт" (далее - заявитель) на действия комиссии по осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку молока и молочной продукции (N закупки 0328300032817000694).
15.09.2017 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 18.09.2017.
15.09.2017 на заседании Комиссии присутствовали представители уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира, управления образования администрации города Владимира, заявителя
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Ивмолокопродукт" на действия комиссии по осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку молока и молочной продукции (N закупки 0328300032817000694).
Заявитель утверждает, что конкурсная комиссия необоснованно отказала ему в доступе к участию в конкурсе с ограниченным участием.
По мнению заявителя, в составе его заявке были представлены копии контрактов, подтверждающие соответствие ООО "Ивмолокопродукт" дополнительному требованию, установленному заказчиком, сумма которых составляет не менее 20 процентов начальной максимальной цены контракта.
Заявитель считает, что в нарушение части 8 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок в протоколе отсутствует надлежащее обоснование принятого комиссией решения о признания ООО "Ивмолокопродукт" несоответствующим.
Также заявитель указал, что участник закупки Муниципальное унитарное предприятие города Владимира "Мелкий опт" (далее - МУП "Мелкий опт") в заявке указал условия заключения закупки, которые нарушают требования законодательства Российской Федерации.
В разделе 1 "Описание объекта закупки" в приложении к заявке участника закупки указаны характеристики товаров: "Молоко питьевое соответствует ГОСТ 31450-2013....обогащенное йодказеином..."; "Кефир соответствует требованиям ГОСТ 31454-2012.... Обогащенный йодказеином...".
Согласно пункту 2 Области применения ГОСТ 31454-2012 стандарт не распространяется на продукт, обогащенный молочным белком, витаминами, микро- и макроэлементами, пищевыми волокнами, полинасыщенными жирными кислотами, фосфолипидами, пробиотиками и пребиотиками. В пункте 2 Области применения ГОСТ 31450-2013 указано, что стандарт не распространяется на обогащенное молоко. Иодказеин - это органическое соединение йода, представляющее собой йодированный по тирозиновым основаниям молочный белок казеин. Таким образом, кефир, обогащенный йодказеином должен носить название не "кефир", а "кефир, обогащенный йодказеином"; молоко питьевое, обогащенное йодказеином должно носить название - "молоко питьевое, обогащенное йодказеином". Производить кефир, обогащенный йодказеином по ГОСТ 31451-2012, а также молоко, обогащенное йодказеином по ГОСТ 31450-2013, нельзя, так как на данные продукты не распространяется область применения вышеуказанных стандартов. Молоко питьевое, соответствующее ГОСТ 31450-2013, не может быть обогащено йодказеином. Кефир, соответствующий требованиям ГОСТ 31454-2012 не может быть обогащен йодказеином.
В обоснование правомерности действий конкурсной комиссии представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Основанием признания заявки заявителя несоответствующей требованиям конкурсной документации является следующее.
В отношении исполнения положений части 6 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявитель предоставил не документы, а их копии, при этом, ни один их документов не заверен.
Заявитель предоставил часть документов, которые относятся к исполнению контракта N 142юр от 05.05.2011 заключенного ранее чем за три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. Также, заявитель предоставил копии договоров с бюджетными учреждениями, срок исполнения по которым, согласно пункту 9.1 договора, истекает 30 сентября 2017 года при условии полного и надлежащего исполнения сторонами своих обязательств по контракту, кроме того, согласно пункту 1.2 договора сроки поставки установлены в редакции "по 31 августа 2017 года", при этом, заявка на участие в рассматриваемом конкурсе подана заявителем 31.08.2017. Тем самым по состоянию на дату до даты подачи заявки данные договора не могут считаться исполненными. Заявителем предоставлены копии договоров с Муниципальным унитарным предприятием "Комбинат школьного питания "Школьник", которое не является бюджетным учреждением.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок на участие в конкурсе должна содержать в своем составе предложение участника конкурса в отношении объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация должна содержать в своем составе наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При этом, на основании пункта 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара которые предусмотрены техническими регламентами и документами, применяемыми в национальной системе стандартизации, кроме того, эти показатели должны позволять определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям
Рассматриваемая конкурсная документация содержит в своем составе раздел 2 с указанием наименования объекта закупки в редакции "Поставка молока и молочной продукции", раздел 2.1 с отсылочной нормой изложенной в редакции "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям, установленным заказчиком, в соответствии с приложением 2 к информационной карте", а также пункт 1 приложений N 2 к информационной карте "Наименование и описание объекта закупки".
Описание объекта закупки, выполненное в конкурсной документации в полной мере соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При этом, заявка на участие в конкурсе, поданная МУП "Мелкий опт" содержит в своем составе предложение участника конкурса в отношении объекта закупки, которое в полной мере соответствует требованиям, установленным заказчиком.
Представитель уполномоченного органа указал, что ГОСТ 31450-2013 содержит в своем составе формулировку "настоящий стандарт не распространяется на обогащенное питьевое молоко", а ГОСТ 31454-2012 формулировку "Настоящий стандарт не распространяется на продукт, обогащенный молочным белком, витаминами, микро и макроэлементами, пищевыми волокнами, полиненасыщенными жирными кислотами, фосфолипидами, пробиотиками и пребиотиками".
По мнению представителя уполномоченного органа, довод заявителя о том, что молоко и кефир, обогащенные йодказеином должны называться "молоко питьевое, обогащенное йодказеином" и "кефир, обогащенный йодказеином" не соответствует действительности.
В пункте 13 раздела 2 ГОСТ Р 52738 "Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения" сказано, что "обогащенное молоко: питьевое молоко, в которое для повышения его пищевой ценности введены дополнительно, отдельно или в комплексе обогащающие вещества". В пункте 35 раздела указано, что "кефир: кисломолочный продукт, произведенный путем смешанного молочнокислого и спиртового брожения с использованием закваски, приготовленной на кефирных грибках, без добавления чистых культур молочнокислых микроорганизмов и дрожжей".
Таким образом, даже обогащенные йодказеином молоко и кефир все равно останутся питьевым молоком и кефиром, только имеющим определенные потребительские свойства.
Кроме того, согласно пункту 1 приложения "А" к ГОСТу Р 52738 правила, установленные в настоящем приложении, используются для образования терминов, а не наименований стандартов или технических документов на продукты.
Единственный ГОСТ, который регулировал вопросы обогащения молока йодказеином это ГОСТ Р 52783-2007 "Молоко для питания детей дошкольного и школьного возраста. Технические условия", утратил силу в связи с истечением срока действия с 21.12.2015, а в отношении ГОСТа регламентирующего обогащение йодказеином кефира, уполномоченный орган просит принять во внимание то обстоятельство, что данный документ в справочных поисковых системах отсутствует в принципе.
С учетом данных обстоятельств, уполномоченным органом учитывался раздел 1 ГОСТа Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению", который устанавливает общие требования к построению, изложению, содержанию, оформлению, обозначению, согласованию, утверждению, регистрации, применению, обновлению, отмене технических условий (далее - ТУ) на российские пищевые продукты...".
Согласно пункту 3.3 раздела 3 указанного ГОСТа "ТУ разрабатывают: при отсутствии государственного стандарта Российской Федерации (далее - ГОСТ Р) или межгосударственного стандарта (далее - ГОСТ), действующего в Российской Федерации, общих технических условий или технических условий; при наличии государственного стандарта общих технических условий (технических условий), когда изготовителю необходимо уточнить или дополнить требования к конкретному пищевому продукту.
На основании изложенного уполномоченный орган пришел к следующему выводу: в настоящее время отсутствуют ГОСТы Р или ГОСТы, действующие на территории Российской Федерации, устанавливающие требования в отношении молока питьевого и кефира, обогащенного йодказеином; в настоящее время имеются два межгосударственных стандарта, действующих на территории Российской Федерации, которые устанавливают общие технические условия для изготовления молока питьевого и кефира; в связи с этим, производители молока питьевого и кефира, обогащенного йодказеином, производят свои продукты на основании ТУ.
Указание ТУ производителя в составе описания объекта закупки является указанием на наименование производителя, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок безоговорочно запрещено.
Таким образом, указание в описании объекта закупки ГОСТов, регламентирующих общие требования к молоку питьевому и кефиру с указанием дополнительных характеристик, непосредственно относящихся к конкретному товару, являющемуся предметом закупки, в рассматриваемом случае является единственно возможным вариантом описания объекта закупки, ответствующем всем требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного уполномоченный орган просит признать жалобу заявителя, по доводам изложенным в ней, необоснованной в полном объеме.
Представитель управления образования администрации города Владимира выразила мнение о правомерности действий конкурсной комиссии.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
На основании части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать в своем составе документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В силу положений пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
На основании части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием
В соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства от 04.02.2015 N 99) при осуществлении закупки на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000,00 рублей к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, при этом, стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводиться конкурс. Предоставляется копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Аналогичные требования установлены в пунктах 21.6, 21.7 информационной карты конкурсной документации.
Учитывая, что начальная максимальная цена контракта составляет 14084229 рублей 20 копеек, участники закупки должны предоставить документы, подтверждающие опыт исполнения за три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе контрактов или договоров с бюджетными учреждениями на сумму не менее 2816845 рублей 80 копеек.
Проанализировав заявку заявителя и требования, установленные конкурсной документации, Комиссия пришла к следующему выводу.
В составе заявки заявителя имеются документы по исполнению контракта N142юр от 05.05.2011, который заключен ранее чем за три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, что не соответствует требованию Постановления Правительства от 04.02.2015 N 99.
Комиссия установила, что в представленных в составе заявки заявителя присутствуют копии документов - договоров, у которых согласно пункту 9.1 срок исполнения истекает 30 сентября 2017 года, вместе с тем как сама заявка подана ранее - 31.08.2017.
Также в составе заявки заявителя содержатся копии договоров с муниципальным унитарным предприятием "Комбинат школьного питания "Школьник", который не является бюджетным учреждением, что не соответствует требованию Постановления Правительства от 04.02.2015 N 99.
Таким образом, конкурсная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно отказала в доступе к участию в конкурсе с ограниченным участием заявке заявителя в силу несоответствия дополнительным требованиям, установленным на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 8 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок, результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно протоколу предквалификационного отбора заявка заявителя признана конкурсной комиссией не соответствующей установленным требованиям, установленным в конкурсной документации, на основании следующего: часть 1 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок; часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок; раздел 21.6, раздел 21.7, пункт 5 раздела 25 информационной карты документации конкурса с ограниченным участием. В составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участие не предоставлены в полном объеме документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия установила, что оформленный протокол предквалификационного отбора содержит необходимую информацию, предусмотренную частью 8 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
На основании части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Учитывая изложенное, проанализировав заявку МУП "Мелкий опт" и требования, установленные конкурсной документацией, Комиссия пришла к выводу, что у конкурсной комиссии отсутствовали правовые основания для признания заявки МУП "Мелкий опт" не соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в действиях конкурсной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ивмолокопродукт" на действия комиссии по осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку молока и молочной продукции (N закупки 0328300032817000694) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18 сентября 2017 г. N Г 942-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2017