Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
|
членов Комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
А.Г. Киселёвой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
|
|
заказчика - муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград"
заявителя - УФПС Калининградской области - филиала ФГУП "Почта России" |
А.А. Соколовой М.Г. Винарской
В.А. Мужаева |
представителя по доверенности; представителя по доверенности,
представителя по доверенности, |
рассмотрев жалобу УФПС Калининградской области - филиала ФГУП "Почта России" (вх. N 5258 от 05.09.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0535300003017000050) на оказание услуг по сортировке, упаковке, доставке квитанций до адресата по адресу указанному в квитанции, на территории муниципального образования город Калининград (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, содержание документации об Аукционе противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Документацией об Аукционе установлен срок подачи заявок: с момента опубликования извещения в ЕИС и на ЭТП до "06" сентября 2017 года 10 часов 00 минут (время местное). Извещение об электронном аукционе размещено 18.08.2017 в ЕИС. Однако в пункте 40 (стр. 16) "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона в электронной форме разъяснений положений документации об аукционе" документации об Аукционе указано, что начало срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе "18" сентября 2017 года (с момента размещения извещения и документации об электронном аукционе на ЭТП).
Таким образом, срок подачи заявок (до 06.09.2017) и срок начала предоставления разъяснений положений документации об Аукционе (18.09.2017) противоречат ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, а также противоречат друг другу, тем самым не дают установить конкретные сроки для подачи заявлений для получения разъяснений положений документации, что ущемляет интересы участников.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с положениями действующего законодательства.
Положения, предусмотренные ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе содержатся в п. 40 раздела I документации об Аукционе, указанный порядок и сроки разъяснения положений документации соответствует установленным требованиям.
При опубликовании документации об Аукционе допущена неумышленная техническая ошибка в названии месяца начала предоставления разъяснений, при этом одновременно указано, что разъяснения предоставляются с момента размещения извещения и документации об Аукционе.
Вместе с тем, у участников закупки, аккредитованных на ЭТП, имеется техническая возможность для направления запросов на разъяснение положений документации с момента опубликования извещения и до момента окончания подачи заявок, оператор ЭТП предоставляет возможность направлять запросы участникам в любое время не зависимо от срока, установленного в документации об Аукционе.
Допущенная техническая ошибка не повлияла на результаты Аукциона и не содержит признаков ограничения конкуренции.
Кроме того, жалоба подана не участником закупки.
Заявитель не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, в связи с чем Заявитель не мог быть участником закупки. Сведений о том, что Заявитель имеет полномочия по осуществлению общественного контроля, также не имеется. В данной связи права Заявителя на участие в Аукционе не нарушены.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
1. В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее
18.08.2017 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона (N 0535300003017000050) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 400 000,00 рублей.
В силу ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исходя из вышеназванных норм следует, что для участников электронного аукциона период направления запроса о даче разъяснений начинается с момента размещения извещения об электронном аукционе в ЕИС.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, разделу I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе установлены следующие сроки:
- дата и время начала подачи заявок: 18 "августа" 2017 года;
- срок подачи заявок: с момента опубликования извещения в ЕИС и на ЭТП до 06 "сентября" 2017 года 10 ч.00 мин. (время местное).
Согласно пункту 40 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона в электронной форме разъяснений положений документации об аукционе" раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе:
- начало срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе: 18 "сентября" 2017 года (с момента размещения извещения и документации об электронном аукционе на ЭТП);
- окончание срока подачи запросов на разъяснения документации 03 "сентября" 2017 года;
- окончание срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе: 05 "сентября" 2017 года.
Таким образом, во исполнение требований п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе указан порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Исходя из вышесказанного, Комиссия приходит к выводу, что указанием Заказчиком в пункте 40 раздела I документации об Аукционе на начало срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе - "с момента размещения извещения и документации об электронном аукционе на ЭТП" определяется дата наступления события - 18 "августа" 2017 года.
Согласно представленным Заказчиком в материалы дела разъяснениям оператора электронной площадки "Национальная электронная площадка", аккредитованный участник закупки имеет техническую возможность посредством функционала личного кабинета направить запрос о даче разъяснений положений документации именно с момента публикации извещения о проведении электронного аукциона до наступления даты и времени окончания подачи заявок.
Вместе с тем, форма указания Заказчиком начала срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе носит противоречивый характер: одновременное указание на дату 18 "сентября" 2017 года и на момент размещения извещения и документации об Аукционе в ЕИС, т.е. 18 "августа" 2017 года.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в единой информационной системе Заказчиком размещена недостоверная информация о начале предоставления разъяснений положений документации 18 "сентября" 2017, что противоречит принципам контрактной системы в сфере закупок, предусмотренных частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания комиссии Заявитель, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, и не являющийся участником закупки, пояснил, что его права и законные интересы в результате допущенных разногласий не нарушены.
Доказательств, подтверждающих невозможность реализации прав участниками Аукциона на подачу запросов о разъяснении положений документации, Заявителем также не представлено.
В связи с изложенным Комиссия считает возможным по данному основанию не выдавать предписание об устранении допущенного Заказчиком нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
В соответствии с п. 1.1 проекта контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по проведению комплекса мероприятий по сортировке, упаковке, доставке квитанций до адресата, по адресу, указанному в квитанции, на территории муниципального образования город Калининград (далее - Услуги), и сдаче их результата Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 9.1 проекта контракта контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 31 декабря 2018 года.
В соответствии с п. 1.2 проекта контракта оказание услуги осуществляется ежемесячно, согласно фактическому объему печати квитанций.
Пунктом 4.1 проекта контракта установлено, что приемка услуг на соответствие требованиям по объему и качеству, установленным в Контракте, производится ежемесячно по факту оказания услуг.
Из положений пунктов 2.6, 3.4.11 проекта контракта, приложений к проекту контракта следует, что оплата оказанных услуг осуществляется исходя из количества извещений-квитанций (то есть единицы услуги).
В разделе III "Техническое задание" документации об Аукционе, а также п. 1.3 проекта контракта Заказчиком определены требования к оказываемым услугам, а также объем услуг: "не более 200 000 (двухсот тысяч) квитанций ежемесячно, согласно фактической потребности Заказчика". При этом указанно, что количество квитанций является ориентировочным, точное значение будет определяться фактической потребностью Заказчика в данной услуге.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о невозможности определения конкретного объема оказываемых услуг, которые являются объектом закупки.
Заказчиком определено предметом закупки "оказание услуг по сортировке, упаковке, доставке квитанций до адресата", т.е. оказание услуг почтовой связи, требующее наличие у участника закупки соответствующей лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Требование к участникам Аукциона о наличии указанной лицензии установлено Заказчиком в документации об Аукционе (п. 29, 30 раздела I), как и требование об указании в лицензии обязанности лицензиата обеспечивать предоставление пользователю:
А) приема почтовых отправлений;
Б) обработки почтовых отправлений;
В) перевозки почтовых отправлений;
Г) доставки (вручения) почтовых отправлений на территории Калининградской области.
Указанные услуги включены в перечень услуг по рассматриваемому контракту.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с ч. 4 ст. 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 5 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном настоящей статьей.
В извещении о проведении рассматриваемого Аукциона Заказчиком указана начальная (максимальная) цена контракта - 14 400 000,00 рублей, а также им определена цена за единицу услуги - 6,00 рублей.
При этом, отсутствует указание на то, что оплата оказанной услуги будет осуществлена по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанной услуги, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта.
Данная информация и информация о цене единицы услуги отсутствует также и в документации об Аукционе.
Отсутствие вышеуказанной информации влечет к проведению Аукциона путем снижения начальной (максимальной) цены контракта 14 400 000,00 рублей, а не путем снижения цены единицы услуги - 6,00 рублей, что противоречит требованиям части 5 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в нарушение п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении и документации о закупке отсутствует информация об осуществлении оплаты оказания услуги по цене единицы услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу УФПС Калининградской области - филиала ФГУП "Почта России" обоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - муниципальному предприятию коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", единой комиссии заказчика, оператору электронной площадки - ЭТП НЭП (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 12 сентября 2017 г. N КС-215/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017