Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С.Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
М.В.Мельникова
Л.В.Шевченко |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: Калининградского РО Фонда социального страхования РФ,
в отсутствие представителей ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ", уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, |
Г.А.Косыгиной М.А. Михайловой О.В.Полухиной А.В.Тянгинской |
уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; |
рассмотрев жалобу ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ" (далее - Заявитель) на действия - государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0235100000917000150) на поставку инвалидам электронных ручных видеоувеличителей в 2017 году (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 11.09.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Разделом 3 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об Аукционе установлено требование к наличию регистрационных удостоверений. Так, согласно действующему законодательству электронный ручной видеоувеличитель не является изделием медицинского назначения и не подлежит государственной регистрации. Данная позиция, помимо ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" также подтверждается Письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30.04.2010 N04-10036/10.
По мнению Заявителя, требование о наличии регистрационного удостоверения нарушает действующее законодательство, а также ограничивает количество добросовестных участником закупки, поскольку участник не может предложить в заявке товар, не имеющий регистрационное удостоверение.
Заказчиком установлено требование в разделе 3 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об Аукционе к наличию возможности вывода изображения на внешний экран, т.е. возможности вывода для просмотра зафиксированного - сфотографированного и сохраненного в память устройства или на карте памяти изображения, на другой экран, в связи, с чем объект закупки должен иметь возможность сохранять изображение во встроенную/внешнюю память.
По мнению Заявителя, указанные в разъяснениях положений документации от 01.09.2017 модели ЭРВУ "Тог" и "Loki" не имеют возможности сохранять изображение во встроенную память и/или на карту памяти, в связи, с чем использование цены на данные товары в качестве обоснования НМЦК является необоснованным.
Так, согласно Приказу Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно сформирована именно такая НМЦК, поскольку стоимость ЭРВУ с возможностью сохранять изображение во встроенную/внешнюю память начинается от 25 тысяч рублей. Например, цена на ЭРВУ компании Optelec с подходящими для Заказчика характеристиками начинается на рынке от 25 тысяч рублей.
Ссылка: https://www.smartaids.ru/sighting ioss/285/.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснение положений документации Заказчиком размещается в единой информационной системе с указанием предмета запроса, чего не было сделано Заказчиком при даче разъяснениях от 01.09.2017.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены нормы статьи 65 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
На электронную торговую площадку ЗАО "Сбербанк - АСТ" 31.08.2017 поступило 2 (два) запроса на разъяснение положений документации об Аукционе на поставку инвалидам электронных ручных видеоувеличителей в 2017 году NN 838453, 838455.
01.09.2017 Заказчиком даны разъяснения по запросу от 31.08.2017 N 838455 о разъяснении положений документации об Аукционе на поставку инвалидам электронных ручных видеоувеличителей в 2017 году в части классификации товаров, работ, услуг кода ОКПД2. В соответствии с данным запросом Заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе в связи с допущенной технической ошибкой в п. 13 таблицы раздела 2. "Информационной карты аукциона" в части классификации товаров, работ, услуг кода ОКПД2.
На момент окончания подачи заявок на участие в электронном Аукционе 11.09.2017 года 11:00 подано 3 (три) заявки.
Требование к наличию предъявления регистрационных удостоверений Заказчиком в первых частях заявки не устанавливалось.
В ответе на запрос по разъяснениям положений документации Заказчиком было пояснено, что согласно Разделу 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА" документации об Аукционе:
- Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в разделе 3 "Техническое задание", и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Минимальные технические характеристики, по которым в первой части заявки должны быть представлены конкретные показатели товара, содержатся в пункте 6 "Технические, функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики Товара (конкретные показатели Товара)" раздела 3 "Техническое задание".
Данные требования о наличии регистрационных удостоверений и (или) сертификаты соответствия, указанные в пункте 1 "Требования к качеству и безопасности Товара" раздела 3 "Техническое задание", предоставляются только, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, данные условия указаны в подпункте 5.2.3 пункта 5 "Порядок приемки Товара" раздела 4 "Проект Государственного контракта":
- соблюдение установленных правил упаковки и затаривания поставляемых товаров, маркировки и опломбированию отдельных мест;
- соответствие поставляемых товаров по качеству и комплектности требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами (эталонами);
- правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемых товаров (сертификат, удостоверение о качестве и т.п.), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности поставляемых товаров фактическому их качеству и комплектности;
- наличие следующих документов:
а) действующих регистрационных удостоверений, выданных в соответствии с действующим законодательством;
б) деклараций о соответствии, либо сертификатов соответствия, в случае, если на поставляемые товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации необходимо оформление указанных документов;
в) правил и условий эффективного и безопасного использований товаров на русском языке.
Как следует из пояснений Заказчика, на сайте интернет - магазина "Доступная среда" указаны конкретные характеристики и стоимость изделий. В описании ЭРВУ "Loki" указан режим фотографирования, который позволит отложить просмотр на удобное для человека время. Стоимость составляет 11 000,00 рублей. По мнению Заказчика у данного ЭРВУ есть возможность сохранять информацию.
В описании ЭРВУ "Тоr" есть режим фиксации изображения и возможность вывода изображения на внешний экран телевизора или монитора. Стоимость составляет 12 000,00 рублей.
Вместе с тем, Заказчиком были направлены запросы коммерческих предложений трем организациям о предоставлении информации о стоимости единицы поставляемого изделия (ЭРВУ) с просьбой указать описание и технические характеристики изделий. В ответ на запросы получены три ответа от поставщиков с указанием конкретных характеристик, в том числе возможность вывода изображения на внешний экран, т.е. возможность вывода для просмотра зафиксированного - сфотографированного и сохраненного в памяти устройства или на карте памяти изображения, на другой экран, с указанием конкретной стоимости.
Заказчиком по запросу от 31.08.2017 г. N838453 были даны разъяснения, в части положений документации об Аукционе, а именно: раздел 2 "ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА", раздел 3 технического задания, Приложение N 1 к Техническому заданию "Обоснования начальной (максимальной) цены контракта", которые являются неотъемлемой частью документации об Аукционе.
Заказчик полагает, что при даче разъяснений положений документации об Аукционе не были нарушены положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
29.08.2017 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного Аукциона N 0235100000917000150 и документация об Аукционе на поставку инвалидам электронных ручных видеоувеличителей в 2017 году.
Начальная (максимальная) цена контракта - 69 708,00 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 01.09.2017 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N 17 без указания предмета запросов.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В документации об Аукционе в разделе 3 "Техническое задание" содержатся требования, установленные Заказчиком к качеству и безопасности товара, а именно: видеоувеличители должны иметь действующие регистрационные удостоверения, декларации о соответствии и (или) сертификаты соответствия.
Также, техническое задание содержит ссылки на ГОСТ, которому должно соответствовать оборудование, являющееся предметом Аукциона.
Аналогичные требования установлены в разделе 4 "ПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА" документации об Аукционе.
Так, электронные ручные видеоувеличители (далее - ЭРВУ) должны соответствовать, в том числе, и ГОСТу Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности, общие технические требования и методы испытаний".
ЭРВУ является техническим средством реабилитации для инвалидов по зрению и предназначен для чтения на экране телевизионного монитора плоскопечатных текстов, мелких рисунков, этикеток, и т.д.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно информационному письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30.04.2010 N 04-10036/10 ЭРВУ не являются изделием медицинского назначения, и, соответственно, не подлежат государственной регистрации.
Таким образом, на основании изложенного, с учетом того, что при подаче первой части заявки участник дает согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование к наличию регистрационного удостоверения к товару (ЭРВУ), который не является медицинским изделием и не подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновываются Заказчиком, в том числе, посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Комиссия установила, что Заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) на поставку инвалидам электронных ручных видеоувеличителей в 2017 году использован метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Цена контракта, установлена на основании нормативов, собственных расчетов, основанных на данных коммерческих предложений.
Как следует из представленных документов и сведений, Заказчиком были направлены запросы коммерческих предложений трем организациям о предоставлении информации о стоимости единицы поставляемого изделия (ЭРВУ) с просьбой указать описание и технические характеристики изделий.
В ответ на запросы получены три ответа от поставщиков с указанием конкретных характеристик, в том числе характеристики возможности вывода изображения на внешний экран, т.е. возможность вывода для просмотра зафиксированного - сфотографированного и сохраненного в памяти устройства или на карте памяти изображения, на другой экран, с указанием конкретной стоимости.
Кроме того, аналогичная закупка проводилась в 2016 году на поставку ЭРВУ (N 0235100000916000086). По результатам аукциона заключен государственный контракт от 16.05.2016 года N 231 (реестровая запись 1390601038816000137) на сумму 78 958,80 рублей с ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ" (Заявитель) общее количество 7 штук (цена за единицу Товара 11 279,82 рублей). Вышеуказанный контракт был исполнен в полном объеме. По условиям государственного контракта ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ" поставил ЭРВУ "Тоr" с включением в описание функциональных и технических характеристик позиции: возможность вывода изображения на внешний экран, т.е. возможность вывода для просмотра зафиксированного - сфотографированного и сохраненного в памяти устройства изображения, на другой экран.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, о том, что поставка ЭРВУ с конкретными характеристиками (возможностью сохранять изображение во встроенную/внешнюю память), указанными в документации об Аукционе и по стоимости, не превышающей НМЦК, возможна. Заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов.
Таким образом, в данной части довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии Заказчика, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С.Иванова |
Члены комиссии: |
|
М.В.Мельников
Л.В.Шевченко |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 сентября 2017 г. N КС-227/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017