Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Спейсфарм" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Цепэгинтерферон альфа-2b или Пэгинтерферон альфа-2b (извещение N 0156200009917000352),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009917000352 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку лекарственного препарата (Цепэгинтерферон альфа-2b или Пэгинтерферон альфа-2b.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Требования к товару, являющемуся объектом электронного аукциона, установлены в Главе 5 "Техническое задание (Спецификация) на поставку товара.
Так, к поставке требуется товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Международное непатентованное наименование, лек. Форма, дозировка, упаковка* |
Кол-во уп. |
1 |
2 |
3 |
1 |
Цепэгинтерферональфа-2b,раствор для подкожного введения,200 мкг/мл, 0.8 мл, N 4
или
Пэгинтерферон альфа-2b, лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, 80 мкг или 100 мкг или 120 мкг, N 1 |
762 N 4
или
6 096 N 1 |
Требования к сроку предоставления гарантий качества товаров: На момент поставки остаточный срок годности должен составлять не менее 15 мес.
Заявитель указывает на то, что требование к сроку годности товара ограничивают количество участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с заявленными требованиями не согласны по мотивам, изложенным в письменном отзыве, указывают, что закупка лекарственного препарата с заявленным сроком годности (1 год 3 месяца) обусловлена потребностью Заказчика, в частности, указывают, что один месяц потребуется на организационно-логистические мероприятия.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, с учетом пояснений сторон, озвученных как в ходе рассмотрения жалобы, так и представленных в материалы жалобы, Комиссия в данном случае не находит оснований для удовлетворения требования Заявителя по следующим основаниям.
В п.3.1 проекта контракта указано, что поставка осуществляется в течение 10(десяти) рабочих дней с момента заключения контракта.
Согласно п.4.2 проекта контракта Поставщик отвечает за качество поставляемого Товара в течение всего срока годности Товара при соблюдении Получателем требуемых условий хранения. Остаточный срок годности поставляемого Товара должен составлять на момент поставки не менее 15 мес.
В соответствии с п.11.1 проекта контракта настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 30.11.2017 г. Истечение срока действия контракта не освобождает виновную сторону от ответственности, установленной разделом 10 настоящего контракта.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в обеспечении определенной категории граждан жизненно необходимыми лекарственными препаратами.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие требования к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Комиссией установлено, что заявленным требованиям соответствуют два лекарственных препарата: Пегинферон (производства ООО "Фармактив", Россия) и Альгерон (производства ЗАО "Биокад", Россия). Срок годности - 3 и 2 года соответственно.
Представитель Заявителя пояснила, что к поставке предполагался препарат производства ЗАО "Биоад", который имеется в наличии на складе, остаточный срок годности будет составлять 1 год 2 месяца, а не 1 год и 3 месяца, как требуется Заказчику. При этом соответствующие доказательства не представлены.
Антимонопольный орган отмечает, что требование о сроке годности, сформированное с учетом потребности Заказчика, положений Закона о закупках не нарушает. Не усматривается противоречий и с позицией, отраженной в письмах ФАС России.
Комиссией также учитывается, что ООО "Спейсфарм", являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие товара, который соответствовал бы потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Кроме того, ООО "Спейсфарм", как установлено, не является производителем испрашиваемого товара, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий товары для покупателя, и не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком.
Доказательства обратного отсутствуют.
На участие в закупке было подано три заявки, что, по мнению Комиссии, также свидетельствует об отсутствии в действиях Заказчика ограничения количества участников закупки.
С учетом изложенного выше, в данном случае, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, уполномоченного органа нарушений норм Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спейсфарм" на действия Министерства здравоохранения Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Цепэгинтерферон альфа-2b или Пэгинтерферон альфа-2b (извещение N 0156200009917000352) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2017