Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Теплосфера" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Распределительный газопровод в Северной части г. Соликамска Пермского края" (изв. N 0156300001217000126),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300001217000126 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Распределительный газопровод в Северной части г. Соликамска Пермского края".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Объектом закупки, как указано выше, является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Распределительный газопровод в Северной части г. Соликамска Пермского края".
Виды работ, которые необходимо выполнить, указаны в Техническом задании.
Так, в соответствии с Техническом задание необходимо выполнить следующие виды работ: - Сбор исходных данных (за исключением предоставляемых Заказчиком), - Проект межевания территорий; Выполнение инженерных изысканий; Подготовка проектной документации; Подготовка рабочей документации; Подготовка сметной документации;- Прохождение Государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости строительства.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч.1 ст.2 Закона о закупках).
Согласно п.1 ч.6 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу: градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории.
С учетом изложенного выше, Заказчиком, Уполномоченным органом, которые наряду с иными видами работ, требуют выполнить работы по разработке проекта межевания территории, допущено необъективное описание объекта закупки, и, как следствие, нарушены положения п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч.6 названной статьи).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п.2 ч.5 ст.64 Закона о закупках установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно условиям документации о закупке (Раздел 5) участник закупки в соответствии ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с положениями Раздела 7 аукционной документации вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:- действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, в соответствии со ст. 55.6.; ст.55.8; ч.1 ст.55.5-1; ч.10-11 ст.55.16 и иными нормами ГрК РФ. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет 1 месяц с даты ее выдачи.
При этом согласно п. 4.2.2 проекта контракта по согласованию с Заказчиком привлечь к исполнению муниципального контракта субподрядные организации. При этом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств несет Подрядчик. При привлечении субподрядчика на выполнение изыскательских и (или) проектных работ субподрядная организация должна соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим соответствующие работы.
В целях принятия объективного решения по жалобе Пермским УФАС России в адрес СРО "Союз "Проектные организации Урала" был направлен запрос (исх. N 11245-17) с просьбой пояснить вправе ли участник закупки, являющийся членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, привлечь к выполнению инженерных изысканий субподрядную организацию.
15.09.2017 г. в адрес Пермского УФАС России поступил ответ (вх. N 014351-17), в котором указано следующее:
"В соответствии с ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий (ч.5.2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Учитывая изложенное, по мнению СРО Союза "Проектные организации Урала" если проектом контракта на подготовку проектной документации предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий и возможность привлечения для исполнения контракта других лиц, участник закупки, являющийся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, вправе привлечь для выполнения инженерных изысканий субподрядную организацию.
При этом, согласно предложению третьему части 2 ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенных с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, или получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий".
С учетом изложенного выше ответа, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что для соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, в рассматриваемом случае, достаточно являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и представить в составе второй части заявки соответствующую выписку.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Как указано выше, согласно положениям Закона о закупках описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В п.28 Технического задания установлены требования к сметной документации, в частности,
Отдельно в составе проектной документации предусмотреть:
- ведомость объемов работ (в ведомости объемов работ указывается: наименование работ, формула подсчета, единица измерения, объем выполненных работ, используемый материал (марка, тип, производитель и т.д.)),
N п/п |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Кол-во |
Ссылка на чертежи, специ-фикации |
Формула расчета, расчет объемов работ и материалов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
- транспортную схему доставки материалов, необходимых для строительства,
- прайс-листы на стоимость материалов;
- Сводную таблицу "Сравнительные характеристики (функциональные свойства), применяемых материалов (оборудования) и их эквивалентов" по форме:
N п/п |
Наименование материала (оборудования) с указанием товарного знака (при наличии), торговой марки (при наличии), производителя |
Технические характеристики материала (оборудования), параметры эквивалентности |
|
показатель |
Значение показателя |
||
1 |
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
_ |
|
|
|
В соответствии с ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 9 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.
Антимонопольный орган, учитывая изложенные выше нормы законодательства, приходит к выводу о том, что в случае, когда объектом закупки являются проектно-изыскательские работы, требование об указании параметров эквивалентности характеристик материала (оборудования) является излишним, носит необъективный характер, и, как следствие, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа присутствуют признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Как указано выше, согласно требованиям аукционной документации проектная документация подлежит государственной экспертизе.
Начальная (максимальная) цена контракта 13 325 074,66 руб.
В соответствии со сводной сметой N 7 на прохождение государственной экспертизы Заказчиком заложена сумма 1 159 975,00 руб.
Заявитель в жалобе указывает на то, что с 01.01.2017 г. КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" на основании представленных на рассмотрение проектной документации и результатов инженерных изысканий самостоятельно производит расчет стоимости экспертизы, и, как следствие, до окончания инженерных изысканий и разработки проектной документации рассчитать стоимость государственной экспертизы не представляется возможным.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
В ч. 8 ст. 99 Закона о закупках установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Для осуществления контроля в упомянутой части материалы жалобы будут направлены в органы внутреннего муниципального финансового контроля, то есть в данном случае в Финансовое управление администрации г.Соликамска.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Теплосфера" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Распределительный газопровод в Северной части г. Соликамска Пермского края" (изв. N 0156300001217000126) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения ч.6 ст.31 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
5. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки, Аукционной комиссии.
6. Передать материалы настоящей жалобы в Финансовое управление администрации г.Соликамска для осуществления контроля в части формирования начальной (максимальной) цены контракта.
7. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017