Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Блоссом" (далее - Заявитель) на действия ГУ - УПФР в Дзержинском районе г. Перми(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку картриджей для принтеров (изв. N 0256100001617000009) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0256100001617000009, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку картриджей для принтеров.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.09.2017 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта-561 200,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.09.2017 г.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона о закупках, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчик.
В ч.3 ст.14 Закона о закупках установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о закупках, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В п.44 информационной карты аукционной документации и в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено, что закупка проводится с применением преференций, предусмотренных Приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N155).
Приказом N 155 установлен порядок предоставления преференций участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения.
В соответствии с п.3 Приказа N155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
В п.13 Приказа N155 установлено, что подтверждением страны происхождения <*> товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является декларация участника закупки.
При этом, Приказ N 155, аукционная документация не устанавливают обязательные требования к способу декларирования страны происхождения товара; не содержат требований о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и предлагаемых им товаров условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о закупках.
Согласно п.7 Приказа N155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п.1 Приказа N155, настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
Упомянутая таблица содержит перечень наименований товаров и соответствующих им кодов по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона Заказчиком установлен код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) картриджей для принтера- 26.20.40.190.
В соответствии с пп. а п.8 Приказа N155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которыхвключена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Комиссией Управления установлено, что объектом электронного аукциона является поставка расходных материалов, при этом, Заказчиком установлен код ОКПД2: 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки".
Кроме того, как было указано выше, Заказчиком в аукционной документации установлено применение Приказа N155.
Из технического задания Заказчика следует, что в объект закупки включены также картриджи для принтеров.
Вместе с тем, согласно ОКПД2 картриджи для принтеров и многофункциональных устройств относятся к коду ОКПД2 28.23.25 "Части и принадлежности прочих офисных машин". Данная позиция отражена также в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. N ОГ-Д28-4044, от 21.11.2016 NОГ-Д28-13219.
Следовательно, указанные в техническом задании товары относятся к кодам ОКПД2, при закупке которых положения Приказа N155 не применяется.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами согласно Приказа N155.
Таким образом, в действиях Заказчика имеются нарушения ч.4 ст.14 Закона о закупках, п.7 ч.5 ст.63 Закона о закупках, ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о закупкахконтрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В ч.2 ст.8 Закона о закупках указано, чтоконкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Так, в п.10 Технического задания указано, что к поставке необходим картридж OKI к принтеру Kraftway KRP432.
На основании указанного следует, что в п.10 ТЗ Заказчиком установлено требование о поставке товара определенного производителя, поскольку, как указано в Техническом задании, требуемые к поставке картриджи необходимы для принтеров, которые находятся на гарантийном сервисном обслуживании производителя таких принтеров.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика подтвердил то обстоятельство, что по указанной позиция Заказчику требуются картриджи конкретного производителя, которые совместимы с принтерами, которые имеются в собственности Заказчика.
Исследовав аукционную документацию, в частности, Техническое задание, оценив все представленные доказательства, Комиссия пришла к выводу о том, Заказчиком в п.10 ТЗ установлены технические характеристики, которым соответствует товар исключительно одного производителя.
Таким образом, Заказчик, объединив в один объект закупки, наряду с иными товарами, товар конкретного производителя, который должен быть совместим с имеющимся у Заказчика оборудованием, ограничил количество участников закупки.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеются нарушенияст.8 Закона о закупках, п.1 ч.1ст.64 Законаозакупках. Доказательств, подтверждающих иное, не представлено.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Блоссом" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку картриджей для принтеров (изв. N 0256100001617000009)обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения требований ч.4 ст.14 Закона о закупках, п.7 ч.5 ст.63 Закона о закупках, ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения ст.8 Закона о закупках, п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
4. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2017