Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Эрфолг" (далее - Заявитель) на действия Управления муниципального заказа администрации города Перми (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на содержание и ремонт искусственных дорожных сооружений на 2018-2019 годы (извещение N 0156300008717000109),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008717000109 Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на содержание и ремонт искусственных дорожных сооружений на 2018-2019 годы.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Требования к используемым при выполнении работ материалам установлены в Приложении N 1.1 к документации о закупке.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении N 1.1.
Довод Заявителя о том, что при установлении требований к смеси гравийно-песчаной ГОСТ 25607-2009, в частности, коэффициент фильтрации и эффективный размер частиц ПГС, Заказчиком нарушены нормы Закона о закупках, в данном случае, удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" при отгрузке потребителю каждую партию щебня и готовых смесей сопровождают документом о качестве, в котором указывают:- наименование предприятия-изготовителя и его адрес;- номер и дату выдачи документа;- наименование и адрес потребителя;- номер партии и количество материала;- номера вагонов или номер судна и номера накладных;- наименование материала;- зерновой состав щебня и готовых смесей;- содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках;- содержание зерен пластинчатой и игловатой формы в щебне (гравии);- марку по дробимости щебня;- марку по морозостойкости щебня;- марку по водостойкости щебня;- потерю массы при определении устойчивости структуры против железистого и силикатного распадов;- марку щебня и готовых смесей по пластичности;- содержание дробленых зерен в щебне из гравия;- насыпную плотность;- степень пучинистости (только для смесей, предназначенных для морозозащитных слоев);- коэффициент фильтрации (по требованию заказчика);- удельную эффективную активность естественных радионуклидов;- обозначение стандарта.
Эффективный размер частиц смеси определяется в соответствии с п. 5.11.2 ГОСТ 25607-2009. Готовую смесь массой не менее 10 кг высушивают до постоянной массы при температуре (105 5)°С и отбирают две лабораторные пробы массой не менее 5,0 кг каждая. Лабораторную пробу просеивают через сито с отверстиями диаметром 5 мм и определяют содержание песка в смеси Мп.
Если в смеси песка содержится менее 10 % по массе, коэффициент фильтрации не определяют (смесь заведомо пригодна для применения в дополнительных слоях).
Если песка в смеси содержится более 10 % по массе, то определяют его зерновой состав в соответствии с ГОСТ 8735. Допускается не определять коэффициент фильтрации песка, содержащего зерна размером менее 0,16 мм в количестве не более 25 % по массе и размером менее 0,05 мм - не более 5 % по массе. Результаты ситового анализа песка представляют графически в виде кривой просеивания, построенной в полулогарифмическом масштабе. По кривой просеивания графически определяют эффективный размер частиц песка Дэ.п, которому соответствует такой номинальный размер отверстий сита, полный остаток на котором равен 90 %.
По кривой просеивания песка графически определяют эффективный размер частиц смеси Дэ.с, которому соответствует такой номинальный размер отверстий сита, полный остаток Х на котором определяют по формуле:
(4)
где Мп - содержание песка в смеси, % по массе.
Поскольку для указания эффективного размера частиц необходимо провести расчет, сделать вывод о нарушении требований Закона о закупках не представляется возможным.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В документации о закупке содержится инструкция по заполнению заявок, в которой указано, в частности, следующее:
В случае если объектом закупки является поставка товара, заявка на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (Приложение N 1 к документации об аукционе). В случае если объектом закупки является выполнение работ или оказание услуг, для выполнения (оказания) которых используется товар, заявка на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (Приложение N 1.1 к документации об аукционе).Использование при указании участником в составе заявки на участие в аукционе конкретных показателей (значений) слов "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", знака тире и т.п. возможно исключительно в случае, если указать такой показатель (значение) без использования указанных слов, знака тире невозможно (например, применительно к щебню показатель "фракция "св.20 до 40").
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, применяя положения определенного ГОСТ, спорные значения показателей возможно указать конкретным числом, при этом, испытания проводить не требуется. Однако, в инструкции по заполнению заявок не указано, что показатели содержатся в ГОСТ и что для их указания не требуется проводить испытания.
Помимо прочего антимонопольный орган отмечает, что согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке") в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Комиссия отмечает, что формулировки инструкции по заполнению заявки должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик, Уполномоченный орган должны быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Таким образом, Уполномоченным органом нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Эрфолг" на действия Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на содержание и ремонт искусственных дорожных сооружений на 2018-2019 годы (извещение N 0156300008717000109) необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2017