Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Гришечкиной В.А. - главного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Дубровиной С.А. - специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области.
В присутствии представителей: от заказчика: Поликарповой Е.А., по доверенности N25 от 18.09.2017; от уполномоченного учреждения: Громовой К.Ю., по доверенности N3 от 09.01.2017, Фесенко О.Л., по доверенности N9 от 25.05.2017; в отсутствии представителя от заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Медицинская компания "ВЛААНТ" на положения документации, утвержденной - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка расходного материала для сосудистой хирургии" (извещение N 0361200015017005333),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Медицинская компания "ВЛААНТ" (далее Заявитель, Общество) на положения документации, утвержденной - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее Уполномоченное учреждение) при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка расходного материала для сосудистой хирургии" (извещение N 0361200015017005333) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя жалобы, аукционная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); считает, что описание объекта закупки нарушает антимонопольное законодательство.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, а также представил устные и письменные возражения, из которых следует, что установленные Уполномоченным учреждением технические и функциональные требования к объекту закупки введены с целью конкретизации потребности Заказчика и не имеют своей целью ограничить конкуренцию.
Представитель Уполномоченного учреждения по существу заявленных требований поддержал Заказчика.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
28.08.2017 17:49 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении аукциона и аукционная документация утвержденная Уполномоченным учреждением.
Из первого довода Заявителя следует, что требования аукционной документации, а именно указание в п. 9 р. 3 технической части аукционной документации таких параметров, как "не менее 5 см", "не менее 1 см", влекут к ограничению конкуренции, а также соответствуют одному медицинскому изделию.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
07.09.2017, до рассмотрения жалобы по существу и до поступления жалобы в Сахалинское УФАС России, Уполномоченным учреждением внесено изменение в п. 9 р. 3 технической части аукционной документации, следовательно, удалены размеры, которые могли повлечь за собой ограничение конкуренции. На момент рассмотрения жалобы согласно п. 9 р. 3 технического задания аукционной документации:
Диск к компрессионному устройству: специальный стерильный диск для системы механической компрессии позволяет обеспечить стабильную компрессию сосуда и повысить комфорт пациента при остановке кровотечения из бедренного доступа. Контактная поверхность диска из не скользящего пористого пластика. Диск не содержит латекса.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Согласно второму доводу Заявителя, Уполномоченное учреждение, не установив в проекте контракта ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, нарушило правила предусмотренные Приказом N155 от 25.03.2014.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Приказом N155 установлено, что:
"п. 9.: для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке:
требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара;
требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, окончательном предложении цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, запросе предложений, окончательном предложении несет участник закупки.
"п. 10.: в контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, окончательном предложении, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа".
Согласно п. 14 Информационной карты аукционной документации вторая часть заявки должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 44 Закона о контрактной системе, или копии этих документов
Согласно п. 32 Информационной карты аукционной документации установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: предусмотрено приказом Минэкономразвития от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Приказ N155). Подтверждением страны происхождения товаров является декларация участника закупки (в произвольной форме).
Согласно Приложению N1 Проекта контракта одним из пунктов участнику необходимо указать: наименование страны происхождения товара.
На основании изложенного, Уполномоченным учреждением в п. 14 Информационной карты, а также в Приложении N1 проекта контракта аукционной документации установлено требование об указании наименования страны происхождения.
Следовательно, второй довод Заявителя необоснованный.
В третьем доводе Заявитель указывает на то, что Уполномоченное учреждение нарушило требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, не указав конкретные ГОСТы к поставляемому товару, маркировке и упаковке.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с п. 3.2 "Упаковка и условия транспортировки товара" проекта контракта р. 5 аукционной документации установлено, что "Информация о товаре, в том числе маркировка на упаковке должна быть на русском языке или продублирована на русском языке. Маркировка должна содержать сведения о товаре: его наименование, параметры, дату производства, номер партии, срок годности, сведения о производителе товара, а также иные обозначения в соответствии с действующими международными стандартами и требованиями ГОСТ. Качество Товара должно соответствовать ГОСТам, ОСТам и ТУ Товар должен быть зарегистрирован в России, его качество должно подтверждаться сертификатом качества завода-изготовителя, регистрационным удостоверением Минздрава России (Росздравнадзора РФ), сертификатом соответствия качества ГОСТу, выданным аккредитованной контрольно-аналитической лабораторией, либо заменяющим его документом, указанные документы передаются вместе с товаром при поставке".
В соответствии со ст. 469 Гражданского кодекса РФ:
1. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
2. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
3. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
4. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.
Таким образом, требование о соответствии ГОСТа, ОСТ и ТУ установлено к качеству товара, а не к объекту закупки, на основании ст.469 Гражданского кодекса РФ, не нарушая при этом п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Из последнего довода Заявителя следует, что диапазон значений показателя товара (п. 3, п. 7, п. 12 Технического задания аукционной документации) предлагаемого к поставке, не позволяет определить его реальные конкретные характеристики. Считает, что Уполномоченным органом установлены излишние требования к описанию конкретных характеристик, что нарушает требования Закона о контрактной системе. Утверждает, что значение параметра: диаметр катетера: 4F; 5F (п. 12 Технического задания аукционной документации) нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 14 Информационной карты аукционной документации Первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Техническому заданию аукционной документации:
П. 3: саморасширяющийся периферический стент: Стент самораскрывающийся для периферических артерий на системе доставки. Стент цилиндрической формы, вырезан из цельной трубки нитинола методом лазерной резки для унифицирования конструкции. Толщина стенки стента составляет 0.0088". Диаметр стента в диапазоне [от 6 до 14 мм. ]*. Длина стента в диапазоне [ от 20 до 120 мм. ]* (размер указывается по заявке заказчика). Отсутствие укорочения стента при раскрытии. Длина системы доставки [ 80, 120, 135 см ]*. Возможность брахиального доступа для систем доставки не менее 120 не более 135 см. Наличие рентгеноконтрастного дистального маркера на кончике доставляющего катетера для визуализации места начала раскрытия стента. Наличие Y-порта с гемостатическим клапаном для подсоединения вспомогательных интервенционных инструментов. Совместимость с проводником [ 0,018".; 0,035 " ]*. Поперечный профиль 0,079". Совместимость с интродьюсером диаметром 6 F.
П. 7: Проводник жесткий: Супер жесткие проводники для замены инструмента. Наличие PTFE покрытия. Диаметр [ 0.035" , 0.038"]*. Длина в диапазоне [ от 150 до 260 см]* (размер указывается по заявке заказчика). Гибкий дистальный кончик [ 10, 12 см. ]* Наличие модификации с прямым и изогнутым дистальным кончиком.
П. 12: Инфузионный катетер: Катетер инфузионный для периферических сосудов предназначен для контролируемого селективного введения лекарственных средств или рентгеноконтрастных веществ в общий кровоток. Диаметр катетера: 4F; 5F. Длина катетера: 40; 65; 100; 135 см. Наличие на дистальном конце катетера боковых отверстий для инфузии. Длина части с боковыми отверстиями для инфузии: 5; 10; 20; 30; 50 см. Наличие рентгеноконтрастных маркерных полос на дистальном и проксимальном концах зоны инфузии катетера. Катетер однопросветный. Наличие на дистальном конце катетера клапана для блокирования выходного отверстия. Не требует проводника для окклюзии выходного (дистального) отверстия катетера. Возможность проведения инфузии при проводнике, введенным в инфузионный катетер, возможность инфузии без введенного в полость катетера проводника, возможность непрерывной инфузии, возможность инфузии методом импульсного распыления. Совместим с проводником диаметром: 0,035"; 0,038". Катетер имеет разъем для соединения со шприцем.
Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявки: если в Техническом задании значение показателя технического или функционального отмечено "*", то данное значение не подлежит изменению. При этом знаком "[" обозначается начало действия символа "*", знаком "]" обозначается конец действия символа "*".
На основании изложенного, Уполномоченным учреждением знаком "*" отмечен неизменный показатель, следовательно, потенциальные участники закупки должны иметь в наличии [ 80, 120, 135 см ]*, [ 0,018".; 0,035 " ]* и другие конкретные показатели, но, при заключении контракта размер указывается по заявке заказчика.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указанное требование Закона о контрактной системе Уполномоченным учреждением исполнено.
Кроме того, при формировании технического задания и описании объекта закупки Уполномоченное учреждение руководствовалось требованиями Закона о контрактной системе с учетом потребности Заказчика при оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Данные параметры отражают необходимость применения инструмента в различных ситуациях во время операции для максимального снижения рисков осложнения и не благоприятных результатов. Только имея широкий диапазон инструментов можно обеспечить технологическую дисциплину и безопасность операций, так как сосуды в организме человека имеют разную форму, строение, длину и ширину. Соответственно под каждый сосуд необходимо иметь определенный вид инструмента.
В соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, установлено, что документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров.
Предметом электронного аукциона является поставка расходного материала для сосудистой хирургии, следовательно, обязательное условие о включении в описание объекта закупки эквивалентного товара отсутствуют.
Заказчик на заседании комиссии пояснил, что при разработке Технического задания были использованы каталоги таких производителей как Biometrix, Covidien, Cordis, BARD, Balton, EV3 International Inc, что подтверждает отсутствие ограничения конкуренции.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, Заявитель на заседание комиссии по рассмотрению жалобы не явился; доказательств того, Уполномоченное учреждение при описании объекта закупки нарушает требования Закона о контрактной системе, а также того, что требования, утвержденные Уполномоченным учреждением, приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, не представил.
Кроме того, срок окончания подачи заявок - 28.09.2017 08:00, следовательно, согласно ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе, но не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, установление Уполномоченным учреждением требований к товару носят объективный характер; описание объекта закупки соответствует товару разных производителей, что не приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников.
Учитывая изложенное, Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной, а положения документации, установленные Уполномоченным учреждением, законными.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медицинская компания "ВЛААНТ" на положения документации, утвержденной - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка расходного материала для сосудистой хирургии" (извещение N 0361200015017005333) -необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Солонин К.В. |
Члены Комиссии |
Дубровина С.А.
Гришечкина В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 19 сентября 2017 г. N 282/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2017