Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
членов комиссии:
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителя заказчика:
- Кудинова Е.В., доверенность от 18.09.2017,
в отсутствии представителей заявителя и уполномоченного органа, извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на положения аукционной документации, утвержденной Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Благоустройство городского сквера в г. Шахтерске по ул. Мира с прилегающей к нему территорией" (извещение N 0361300004617000180),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Благоустройство городского сквера в г. Шахтерске по ул. Мира с прилегающей к нему территорией" (извещение N 0361300004617000180).
По мнению заявителя, Заказчиком нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при размещении извещения об аукционе и утверждении аукционной документации при этом указывает следующее.
1. Аукционная документация не содержит требований части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно, установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Представители заявителя и уполномоченного органа на заседание Комиссии не явились, явкой своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрение жалобы извещены надлежащим образом.
Представитель заказчика представил запрашиваемые документы, а также письменные возражения, согласно которым считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев представленные материалы, информацию, размещенную заказчиком и уполномоченным органом в Единой информационной системе в сфере закупок, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Благоустройство городского сквера в г. Шахтерске по ул. Мира с прилегающей к нему территорией" (извещение N 0361300004617000180).
Начальная (максимальная) цена контракта - 57 239 522 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 14.09.2017 в 10 час. 00 мин.
До окончания срока подачи заявок поступила четыре заявки.
1. Рассмотрев первый довод заявителя, Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
2.1. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях реализации требования Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации принято Постановление от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.
Согласно позиции 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, из буквального толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что предоставление в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также Постановлением, необходимо только в том случае, если это прямо следует из положений документации об аукционе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией, предмет закупки отнесен заказчиком к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 42.99.12.124 "Территории парковые и парки для отдых". Начальная (максимальная) цена контракта электронного аукциона превышает 10 млн. рублей и составляет 57 239 522,00 руб.
Как следует из содержания извещения, аукционной документации, дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 заказчиком не установлены. Также в документации об электронном аукционе отсутствуют требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие таким дополнительным требованиям.
Из анализа Технического задания, локально-сметного расчета, ведомостью объемов работ, а также исходя из системного толкования норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона о контрактной систем, Комиссия пришла к выводу, что работы по объекту "Благоустройство городского сквера в г. Шахтерске по ул. Мира с прилегающей к нему территорией" относятся работам по капитального ремонту объектов капитального строительства.
Таким образом, первый довод заявителя, Комиссией признается обоснованным, а Заказчик нарушившим требования части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В силу положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При этом, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ходе проверки аукционной документации Комиссией установлено, что в Техническом задании заказчиком указаны требования к материалам, применяемые при выполнении работ, которые установлены в соответствии с ГОСТами.
Следовательно, на основании вышесказанного необходимость в проведении испытаний отсутствует.
Вместе с тем, заявителем не представлены надлежащие доказательства того, что установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также надлежащие доказательства того, что установленные в описании объекта закупки требования влекут ограничение количества участников закупки.
Все материалы, указанные в Техническом задании указаны в диапазоне от минимального до максимального показателя.
Таким образом, второй довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем Комиссией Сахалинского УФАС России признан необоснованным.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на положения аукционной документации, утвержденной Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Благоустройство городского сквера в г. Шахтерске по ул. Мира с прилегающей к нему территорией" (извещение N 0361300004617000180) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Комитет по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района нарушившим требования части 4 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Комитету по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района, Уполномоченному органу (аукционной комиссии) - Администрации Углегорского муниципального района (отдел муниципального заказа администрации Углегорского муниципального района) обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пунктах 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии В.А. Гришечкина
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 20 сентября 2017 г. N 283/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2017