Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Балтийский заказчик" на действия муниципального заказчика - АМС Садового сельского поселения Моздокского района РСО-Алания (далее - АМС ССП Моздокского района РСО-Алания, Заказчик) при проведении электронного аукциона N0110300000417000001 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Садовом сельском поселении в 2017 году (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
05 сентября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Балтийский заказчик" (далее - Заявитель) на действия АМС ССП Моздокского района РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать исчерпывающую инструкцию по заполнению первой части заявки. В соответствии с разделом 2 Аукционной документации: "Первая часть заявки заполняется в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара".
Инструкция сообщает участнику только о необходимости указания конкретных значений при указании слов "не более" и "не менее". Вместе с тем в требованиях к товарам повсеместно встречаются слова и словосочетания, на которые нет указаний в инструкции, при этом как заполнять подобные требования ясности нет. Так:
Содержание зерен слабых пород не должно быть более 15% по массе.
Полный остаток на ситах по массе, % 0 - 15
Прочность гравия, входящего в состав природной песчано-гравийной смеси, содержание в нем зерен слабых пород и морозостойкость должны отвечать требованиям ГОСТ.
Марка по морозостойкости не ниже F25
Природный песок - неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм
Содержание зерен крупностью свыше 10, 5 и менее 0,16 мм
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф должно быть св. 370 до 740 Бк/кг
Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей может быть в диапазоне от 14 до 19%
Также аналогичные требования и показатели встречаются по ряду иных позиций Технического задания, то есть Заявителю не понятно что указывать участникам при требованиях: "свыше", "менее", "должен", "может", "дефис", "не ниже", "от и до" и т.д.
При этом, Заказчик в Аукционной документации указывает, что в случае, если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
По мнению Заявителя, у участника Аукциона нет возможности сформировать заявку, так как не ясно без инструкции как указывать конкретные показатели и как Заказчик будет трактовать конкретные показатели в составе заявки.
АМС ССП Моздокского района РСО-Алания в объяснении по существу жалобы указало, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания руководствовался указанными нормами и своими потребностями. Также, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимым и для заказчика. Кроме того, инструкция не содержит требования о наличии товаров и проведении испытаний товаров, перед заполнением заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, по мнению Заказчика, пункт 2 раздела 2 Аукционной документации содержит вполне понятную Инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе и, что все символы, используемые Заказчиком в описании объекта закупки, применяются по правилам математики и русского языка. Так, например в ГОСТе Р 54521-2011 "Статистические методы. Математические символы и знаки для применения в стандартах", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.11.2011N595-ст., приведены общие сведения о математических символах и знаках, их значениях, предназначенных для использования в стандартах и других областях, в котором содержатся, в том числе знаки "<", ">" и указано их значение: "меньше или равно", "больше или равно". Исходя из правил "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение, "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение, "Более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение, "Свыше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение и так далее.
Также Заказчик указал, что на участие в закупке поступило 6 заявок, что свидетельствует о том, что у участников закупки не возникло трудностей при подготовке первой части заявки.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 30 августа 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение N0110300000417000001 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Садовом сельском поселении в 2017 году и Аукционная документация по указанному Аукциону, утвержденная 30.08.2017 г. АМС ССП Моздокского района РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В силу части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В Разделе 4 Аукционной документации "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ материалам, в которых используются слова и символы "не более", "не менее", "не меньше", "менее", ";", ",", ".", "", "
", "
", "не выше", "до _", "от_", "/", "от_ до_", "свыше _ до _", "от _ и более", "позднее", "(..)", "
-
", "
", "
", "
", ">", "<", "+-".
Однако, значение указанных символов является общеизвестным.
Так, в ГОСТе Р 54521-2011 "Статистические методы. Математические символы и знаки для применения в стандартах", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.11.2011N595-ст., приведены общие сведения о математических символах и знаках, их значениях, предназначенных для использования в стандартах и других областях, в котором содержатся в том числе знаки "<", ">" и указано их значение: "меньше или равно", "больше или равно". Исходя из правил "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение, "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение, "Более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение, "Свыше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение и так далее.
При этом, Закон о контрактной системе не содержит требования указывать в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе значение общепринятых символов.
В пункте 2 раздела 2 Аукционной документации указана Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, при этом, она не содержит требований к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В пункте 8 Информационной карты Аукционной документации указано, что описание объекта закупки установлено в разделе 4 Аукционной документации "Описание объекта закупки".
Согласно Описанию объекта закупки, приложенному к Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
- Смесь асфальтобетонная марка I тип А;
- Смесь асфальтобетонная марка II тип Б.
При этом, Заказчик устанавливает требование одинаковое для обоих материалов по показателю размера зерен.
То есть, требования Заказчика по смеси асфальтобетонной марки I типа А, начиная с размера зерен 10 мм и заканчивая размером зерен 0,071 мм противоречат требованиям ГОСТа 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов", как для верхнего слоя так и для нижнего слоя покрытия.
То есть, описание объекта закупки, указанное в Аукционной документации, содержит нестандартные показатели и требования, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких показателей и установления таких требований.
Действия должностного лица муниципального заказчика - АМС ССП Моздокского района РСО-Алания, утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Балтийский заказчик" на действия муниципального заказчика -АМС ССП Моздокского района РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0110300000417000001 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Садовом сельском поселении в 2017 году.
2. Признать АМС ССП Моздокского района РСО-Алания нарушившим требования пункта 2 части 1 и части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать АМС ССП Моздокского района РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА217-09/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновного должностного лица АМС ССП Моздокского района РСО-Алания к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
АМС Садового сельского поселения Моздокского района РСО-Алания
Оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ"
ПРЕДПИСАНИЕ NА217-09/17
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе
в сфере закупок
12 сентября 2017 года г.Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
на основании решения от 12 сентября 2017 года по делу NА217-09/17, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Балтийский заказчик" на действия муниципального заказчика - АМС Садового сельского поселения Моздокского района РСО-Алания (далее - АМС ССП Моздокского района РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0110300000417000001 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Садовом сельском поселении в 2017 году (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки проведения закупки, руководствуясь частями 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 28.12.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. АМС ССП Моздокского района РСО-Алания в трехдневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении Аукциона, для чего:
1.1. Отменить итоги проведения электронного аукциона N0110300000417000001 и отменить все протоколы, составленные в ходе проведения указанного Аукциона.
1.2. Привести Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 30.08.2017 г. АМС ССП Моздокского района РСО-Алания (далее - Аукционная документация) в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе с учетом решения Северо-Осетинского УФАС России по делу NА217-09/17 от 12.09.2017 г., путем внесения в нее соответствующих изменений. Указанные изменения в установленном порядке разместить в Единой информационной системе в сфере закупок.
1.3. Продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе не менее чем на 7 дней со дня размещения в Единой информационной системе в сфере закупок изменений, внесенных в Аукционную документацию. При этом, поданные ранее заявки на участие в Аукционе возвращаются участникам закупки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и возможности подать новые заявки.
2. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" предоставить возможность АМС ССП Моздокского района РСО-Алания исполнить пункт 1 настоящего предписания.
3. АМС ССП Моздокского района РСО-Алания и оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" в срок до 25 сентября 2017 года представить в Северо-Осетинское УФАС России подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 12 сентября 2017 г. N А217-09/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2017