Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствие представителей:
заказчика - администрации Куженерского муниципального района (далее - администрация Куженерского МР),
заявителя - Зубарева (далее - Зубарев), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу Зубарева на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку компьютерного оборудования и оргтехники (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0108300003117000006 от 30.08.2017),
установила:
Администрацией Куженерского МР проводится электронный аукцион на поставку компьютерного оборудования и оргтехники (номер извещения на официальном сайте 0108300003117000006 от 30.08.2017).
В Марийское УФАС России поступила жалоба Зубарева на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, направил письменные пояснения (исх. N 150 от 11.09.2017).
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на поставку компьютерного оборудования и оргтехники размещены на официальном сайте 30.08.2017 (код закупки 0108300003117000006).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 514 456,67 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 11.09.2017 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 12.09.2017.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 15.09.2017.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы Зубарева на основании следующего.
В соответствии с извещением о проведении указанного электронного аукциона, а также техническим заданием (раздел 3 аукционной документации) к поставке требуется следующее оборудование и оргтехника:
- тонер-картридж для принтера Canon image CLASS MF4410 - код ОКПД2 26.20.40.190;
- принтер - код ОКПД2 26.20.16.120;
- МФУ- код ОКПД2 26.20.18.000 ;
- тонер-картридж для принтера Canon i-SENSYS LBP-3010, Canon i-SENSYS LBP-3100 - код ОКПД2 26.20.40.190;
- тонер-картридж для принтера Canon Laser Shot LBP-2900, Canon Laser Shot LBP-3000 - код ОКПД2 26.20.40.190;
- программное обеспечение для работы с текстовыми файлами и таблицами - код ОКПД2 - 62.01.29.000;
- тонер-картридж для принтера Xerox Phaser 3435DN - код ОКПД2 26.20.40.190;
- тонер-картридж для принтера Xerox Phaser 3010, Xerox Phaser 3040 - код ОКПД2 26.20.40.190;
- тонер-картридж для принтера HP LaserJet 1010 - код ОКПД2 26.20.40.190;
- тонер-картридж для принтера Kyocera FS-1040, Kyocera FS-1020MFP, Kyocera FS-1120MFP - код ОКПД2 26.20.40.190;
- монитор - код ОКПД2 26.20.17.110;
- системный блок с предустановленным программным обеспечением - код ОКПД2 26.20.14.000;
- тонер-картридж для принтера HP LaserJet Pro P1102 - код ОКПД2 26.20.40.190;
- МФУ - код ОКПД2 26.20.18.000;
- источник бесперебойного питания - код ОКПД2 26.20.40.110.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
1. В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 названной статьи.
Приказом Министерства экономического развития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
В соответствии с извещением о проведении указаного электронного аукциона, а также аукционной документацией (техническое задание) к поставке требуются в том числе тонер-картриджи (код ОКПД2 26.20.40.190).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) к коду 26.20.40.190 относятся комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки.
Вместе с тем, картриджи являются расходными материалами для принтеров или МФУ, включающие в себя красящее вещество: чернила (для струйного принтера) или тонер (для лазерного принтера).
Таким образом, картриджи нельзя отнести к комплектующим либо прочим запасным частям вычислительных машин, поскольку картриджи являются расходными материалами для принтеров.
Кроме того, в соответствии с письмами Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 21.11.2016 N ОГ-Д28-13219, от 06.04.2017 N ОГ-Д28-4044в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2) картриджи для принтеров и многофункциональных устройств относятся к коду 28.23.25 "Части и принадлежности прочих офисных машин", картриджи для копировально-множительных аппаратов относятся к коду 28.23.26 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов".
Следовательно, заказчиком неправомерно определен код ОКПД.
Подобное описание объекта закупки является не объективным.
Между тем, неопределенность, противоречивость, положений извещения о проведении названного электронного аукциона создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Вместе с тем, товары в рамках кода ОКПД2 28.23.26.000, также, как и в рамках кода ОКПД2 62.01.29.000 (требуемое к поставке программное обеспечение), отсутствуют в перечне товаров, утвержденных Приказом N 155, в то время как иные требуемые к поставке товары (в рамках еода ОКПД2 26.20) содержатся в перечне.
По смыслу подпункта "б" пункта 8 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения в том числе аукциона порядок, установленный названным приказом порядок не применяется в случаях, если в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, только часть из которых включено в перечень товаров, указанных в пункте 1 данного приказа.
Кроме того, согласно письмам Минэкономразвития Россииот 21.11.2016 N ОГ-Д28-13219, от 06.04.2017 N ОГ-Д28-4044при закупке картриджей положения Приказа N 155 не применяются.
Таким образом, подобные действия заказчика противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контраткной системе.
2. В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968) утвержден Перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нуж (далее - Перечень).
В соответствии с извещением о проведении указанного электронного аукциона, а также техническим заданием (раздел 3 аукционной документации) к поставке в том числе требуется программное обеспечение для работы с текстовыми файлами и таблицами (код ОКПД 2 62.01.29.000).
Согласно Перечню, утвержденному Постановлением N 968, ограничения и условия допуска для иностранных товаров в рамках кода ОКПД2 62.01.29.000 не установлены. Кроме того, в указанном Перечне отсутствует указание на программное обеспечение для работы с текстовыми файлами и таблицами.
Иные товары, являющиеся предметом проводимого электронного аукциона (в рамках кодов ОКПД2 26.20.14.000, 26.20.16.120, 26.20.17.110, 26.20.18.000, 26.20.40.110, 26.20.40.190), содержатся в указанном Перечне.
В силу пункта 5 Постановления N 968 для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него.
Таким образом, включение в описание объекта закупки требования о поставке программного обеспечения для работы с текстовыми файлами и таблицами (код ОКПД 2 62.01.29.000), не включенного в Перечень, одновременно с поставкой иных товаров, включенных в Перечень (с кодами ОКПД2 26.20.14.000, 26.20.16.120, 26.20.17.110, 26.20.18.000, 26.20.40.110, 26.20.40.190), не соответствует пункту 5 Постановления N102 и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В ходе проведения внеплановой проверки процедуры закупки Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного закона.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступила в силу 09.01.2017).
Однако в подпункте 1 пункта 4 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) указанное требование установлено заказчиком в редакции Закона о контрактной системе, действующей до 09.01.2017, а именно без указания на отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заказчиком в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам электронного аукциона без учета изменений Закона о контрактной системе в указанной части.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу Зубарева обоснованной.
2. Признать в действиях администрации Куженерского муниципального района нарушение пункта 1 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать администрации Куженерского муниципального района обязательное для исполнения предписание.
4. Передать метериалы дела 02-06/163-17 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 12 сентября 2017 г. N 02-06/163-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2017