Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 52 ДЗМ": Грачева Н.М.,
ООО "Рельеф": Солониной М.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 52 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 52 Департамента здравоохранения города Москвы" по адресу: г. Москва, ул. Медынская, дом 7, корпус 1" (Закупка N 0373200586517000025) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.09.2017 NМГ/45272/17.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, в отношении товаров в Форме "Требования к товарам" и локальной смете содержится противоречивая информация, которая не позволяет установить количество требуемых товаров и потребность Заказчика.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в локальной смете указаны товары, необходимые при выполнении работ, например такие как: Цемент общестроительный, портландцемент общего назначения, марка 400; Сталь листовая, оцинкованная, толщина 0,5 мм; Бруски хвойных пород обрезные, длина 2-6,5 м, сорт II, толщина 50-60 мм; Плитка керамическая, типа керамогранит, полированная, размер 30х30 см, толщина 8 мм, цвета: светло-серый, серый, светло-зеленый, бежевый; Болты строительные черные с гайками и шайбами (10х100мм); Вентилятор Ц4-70 N6,3 4 кВт.
Вместе с тем установлено, что в Форме 2 Заказчиком установлены требования как следующим товарам: п. "Цемент общестроительный тип 1": Марка портландцемента для приготовления растворов: 500; 600; п. "Цемент общестроительный тип 4": Марка портландцемента для приготовления растворов: 500; 600; п. "Сталь листовая тип 5": Толщина стали: 0.75; 0.8 мм; п. "Сталь листовая тип 4": Толщина стали: 1.3; 1.4 мм; п. "Бруски тип 3": Сорт бруска: от 1* до 4*; Толщина бруска: 55; 65; 70; 45 мм; п. "Бруски тип 2": Толщина бруска: 32; 100 мм; Сорт сосны бруска: I ; II; п. "Плитки керамические тип 2": Ширина керамической плитки прямоугольной формы
от 150* мм; Цвет керамической плитки прямоугольной формы: коричневые; зеленые; кремовый; Цвет керамической плитки квадратной формы: коричневые; зеленые; кремовый; Длина керамической плитки: Не менее 200 мм; п. "Плитки керамические тип 1": Размер плитки керамической: длина: > 450 мм; Размер плитки керамической: ширина > 450 мм; п. "Плитки керамические тип 6": Ширина керамической плитки прямоугольной формы: 75; 100 мм; Цвет плиток квадратной формы: фисташковые; светло- серый; черные, красные; Длина керамической плитки: от 150* до 200* мм; Цвет плиток прямоугольной формы: светло-серый; красные, черные; фисташковые; п. "Крепежный элемент: болт тип 1": Длина болта с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком: 80; 85; 90 Номинальный диаметр резьбы d болта с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком: 6, 10, 16; 8, 12, 14.
При этом, согласно п.6.1 Технического задания Подрядчик обязан обеспечить при производстве работ на Объекте применение материалов, изделий, конструкций и оборудования, соответствующих требованиям сметной документации. Используемые материалы, оборудование должны соответствовать ГОСТам и ТУ, быть обеспеченными техническими паспортами, сертификатами и документами, удостоверяющими их качество.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика пояснил, что смета, размещенная в составе аукционной документации, является только обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, вместе с тем затруднился пояснить ввиду чего в п.6.1 Технического задания установлено требование о применении материалов, изделий, конструкций и оборудования, соответствующих требованиям сметной документации.
Вместе с тем Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены таким образом, что не позволяют определить потребность Заказчика в требуемых товарах, поскольку не представляется возможным установить их количество, а также требуемые характеристики.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования товарам к необходимым при выполнении работ, например, такие как:
п.20 "Краска масляная тип 5": Разбавление краски уайт- спиритом": не более 5 %; п.26 "Бруски тип 1": Влажность бруска: до 23 %; п.67 "Кронштейны": Толщина защитного полимерного покрытия кронштейна из оцинкованной стали: не менее 50 мкм; Толщина цинкового покрытия кронштейна: не менее 15 мкм; п.69 "Смеси сухие тип 2": Крупность заполнителя сухих смесей: не более 0.5 мм; п.78 "Бруски тип 2": Влажность бруска: Не более 23 %; п.84 "Грунтовка тип 3": рH грунтовки от 8* до 9*; п.100 "Доски тип 5": Влажность доски: Не более 23 %; п.112 "Краска масляная тип 3": Разбавление краски уайт- спиритом до 5 %; п.157 "Доски тип 4": Влажность доски: до 24 %.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения вышеуказанных характеристик товаров представляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы в форме 2 содержатся дублирующие требования к характеристикам товаров, например такие как:
- п.13 "Краска масляная тип 2": Марка краски МА - 015; МА - 15; Олифа, применяемая для разведения густотертой краски: олифа оксоль или олифа комбинированная; Марка комбинированной олифы, применяемой для разбавления густотертой краски: К-3; К-5; Наименование краски: сурик железный; мумия; охра.
Заказчиком в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия", в соответствии с п. 1.3 которого густотертые масляные краски перед применением разводят олифами в количестве 20-30% (для марок МА-015 и МА-025) и 30-40% (для марок МА-015 сурик железный, МА-015 мумия, MA-015 охра) от массы густотертой краски. Краски марок МА-015, МА-015 сурик железный, МА-015 мумия, МА-015 охра разводят олифами натуральной (ГОСТ 7931-76) или комбинированными К-3, К-5. Краски марки МА-025 разводят олифами натуральной, "Оксоль" (ГОСТ 190-78) или комбинированными К-2, К-3, К-5. Допускается перед применением разведение красок марок МА-015, МА-015 сурик железный, МА-015 мумия, МА-015 охра олифой "Оксоль", при этом краски применяются только для покрытий внутри помещений.
По мнению Заявителя, характеристики "Олифа, применяемая для разведения густотертой краски", "Марка комбинированной олифы, применяемой для разбавления густотертой краски" являются излишними, так как, выражая своё согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки соглашается и на соответствие характеристик данного товара требованиям ГОСТ 8292-85.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что для Заказчика важно, чтобы применяемая густотертая краска разводилась до необходимой консистенции олифой оксоль или олифой комбинированной, при этом при разведении краски олифой комбинированной необходимо, чтобы применялась марка олифы К-3 или К-5.
- п.157 "Доски тип 4": Сорт доски из сосны: от I до IV; Влажность доски: до 24 %; Древесина доски тип сухая; сырая;
- п.100 "Доски тип 5": Сорт доски: I; II; Влажность доски: Не более 23%; Древесина доски сосна сухая или сосна сырая.
Заказчиком в аукционной документации установлено требование о соответствии данных товаров ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", в соответствии с п. 2.3 которого Пиломатериалы отборного, 1, 2, 3-го сортов изготовляют сухими (с влажностью не более 22%), сырыми (с влажностью более 22%) и сырыми антисептированными. В период с 1 мая по 1 октября изготовление сырых антисептированных и сырых пиломатериалов допускается по согласованию с потребителем (заказчиком). Влажность пиломатериалов 4-го сорта не нормируется.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно аукционной документации допускается поставка как сухой, так и сырой древесины, при этом если будет применяться сырая древесина, то для Заказчика важно, чтобы влажность доски тип 4 не превышала 24%, а для доски тип 5 не превышала 23%.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доводов, каким образом данное описание объекта закупки может вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГП N 52 ДЗМ" обоснованной в части установления в Форме 2 и локальной смете противоречивой информации по характеристикам товаров и их количеству, а также в части установления избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 сентября 2017 г. N 2-57-10938/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2017