Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей ГКУ города Москвы "Центр организации дорожного движения Правительства Москвы": А.Д. Санжаевой, Т.Е. Потатурко, Ю.Ю. Белоуса,
в отсутствие представителей ООО "СИНТЕЗ СЕРВИС", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/45597/17 от 07.09.2017),
рассмотрев жалобу ООО "СИНТЕЗ СЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Центр организации дорожного движения Правительства Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию велосипедных парковок, установленных на улично-дорожной сети города Москвы (Закупка N 0173200005317000120) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/44597/17 от 07.09.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в п. 6 "Смеси бетонные (Тип 1)" Приложения "Сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при производстве работ сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" к аукционной документации требования к характеристике "Марка по морозостойкости (первый базовый метод)", поскольку требование к методу определения морозостойкости смеси бетонной является избыточным.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 4.3 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" марка по морозостойкости смеси указывается в условном обозначении бетонной смеси заданного качества при заказе на заводе-изготовителе.
При этом, в соответствии с п. 4.1 ГОСТ 10060.0-95 "Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования" для определения морозостойкости всех видов бетонов, кроме бетонов дорожных и аэродромных покрытий применяют первый базовый метод.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод, а также свидетельствующих о неправомерности установления Заказчиком в аукционной документации указанного требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода довода жалобы Заявителя.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. 9 "Болты фундаментные для крепления и фиксации строительных конструкций и оборудования" установлены требования к характеристикам "предельное радиальное биение";
- в п. 12 "Болты и гайки высокопрочные" установлены требования к характеристикам "Относительное удлинение болтов", "относительное сужение болтов".
Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование к характеристике "Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне и длина резьбы" товара п. 8 "Болты шестигранные для монтажа стальных конструкций", поскольку Заказчиком установлены требования к двум показателям товара, имеющим отличные значения при описании одной характеристики товара в табличной форме предоставления сведений о применяемых товарах.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в аукционной документации требований к применяемому товару вышеуказанным образом.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации к товару п. 9 "Болты фундаментные для крепления и фиксации строительных конструкций и оборудования":
- установлено требование о соответствии товара ГОСТ 10705-80 "Трубы стальные электросварные. Технические условия", что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку указанный ГОСТ не регламентирует требований к болтам фундаментным;
- "Масса цанги: от 0.03* до 0.017* кг", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к товару;
- "Конструкция болта - шпильки, шайбы, гайки, цанга разжимная. С втулкой конической или без втулки конической", "Тип болта: 5;6", "Исполнение: 1; 2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 24379.1-2012 "Болты фундаментные. Конструкция и размеры", согласно которому болты типов 5 и 6 выпускаются без шайб, а также согласно которому болты типа 5 не подразделяются на исполнения;
- "Масса (1) гайки", что, по мнению Заявителя, является нестандартное требование, поскольку в соответствии с действующими ГОСТ масса гаек измеряется на 1000 штук;
- "Номинальный диаметр резьбы шпилек: 12; 16; 20 мм", "Диаметр размер (d2): от 15* до 25* мм", "Диаметр размер (d3): от 16.5* до 29.0* мм", "Диаметр размер (d6): от 20* до 36 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 24379.1-2012, согласно которому размер d2 не регламентируется для указанных диаметров резьбы шпилек, размер d3 не нормируется для всех типов болтов, а также согласно которому размер d6 для болтов с указанными диаметрами резьбы должен быть 20, 26 или 32 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы Заявителя об установлении неправомерных требований к товару "Болты фундаментные для крепления и фиксации строительных конструкций и оборудования".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
2. Заявитель обжалует неправомерное размещение Заказчиком в составе аукционной документации документа, содержащего реквизиты счета Заказчика для внесения обеспечения заявок на участие в электронном аукционе.
На основании п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, указание на размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В силу ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать сведения, размещенные в составе извещения о проведении электронного аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно ч. 8 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке. Доходы, полученные оператором электронной площадки от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, подлежат выплате участникам электронных аукционов за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования в соответствии с положениями настоящей статьи на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СИНТЕЗ СЕРВИС" на действия ГКУ города Москвы "Центр организации дорожного движения Правительства Москвы" обоснованной в части установления требования о предоставлении документов при заключении государственного контракта, установления неправомерных требований к товарам, "Болты фундаментные для крепления и фиксации строительных конструкций и оборудования", "Болты и гайки высокопрочные", "Болты шестигранные для монтажа стальных конструкций", а также установления в аукционной документации неправомерного порядка предоставления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
Д.А. Орехов
Исп. Д.А. Орехов
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 сентября 2017 г. N 2-57-11006/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017