На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 проведена внеплановая проверка ГПБУ г. Москвы "Московское городское управление природными территориями" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обустройству зоны отдыха с купанием Мосфильмовский пруд (ПЗ "Долина р. Сетунь") (закупки N0173200001417000555).
В составе Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГПБУ г. Москвы "Московское городское управление природными территориями": А.С. Ворошиловой, А.С. Чупрова, Р.Х. Алимжанова,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: В.В. Сахно,
в отсутствие представителей ООО "СтандартСтрой", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/46497/17 от 13.07.2017,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Управления
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "СтандартСтрой" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обустройству зоны отдыха с купанием Мосфильмовский пруд (ПЗ "Долина р. Сетунь") (закупки N0173200001417000555).
В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанного аукциона.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком предъявлены следующие требования к товарам, необходимым к использованию при выполнении работ:
- п.8 "Деревья декоративные лиственных пород": Высота саженца - от 4,0 до 5,1 м, Высота штамба - от 1,8 до 2,3 м, Диаметр штамба - 5,0 см;
- п.10 "Кустарники декоративные хвойных пород": Диаметр кроны - 20 см; Высота надземной части - > 0,3 м, Диаметр земляного кома
20 см, Высота земляного кома -
15 см.
Также в аукционной документации установлены следующие положения Инструкции по заполнению первой части заявки: символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему; символ "
" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему; в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения.
Таким образом, вышеуказанные требования в совокупности с положениями Инструкции обязывают участника закупки представлять в составе первой части заявки конкретные значения параметров вышеуказанных характеристик.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, каким образом на этапе подачи заявки, не имея товар в наличии, участник закупки может однозначно представить конкретное значение, например, высоты саженцев деревьев каждой производимой партии, а также не представил документы и сведения, подтверждающие, что абсолютно у всех саженцев деревьев в конкретной партии высота всегда одинакова.
Также Заказчиком установлены требования к следующим характеристикам товаров:
- п.47 "Трубы стальные": Наружный размер, Толщина стенки, Площадь сечения, Масса 1 м. Вместе с тем, согласно Таблицы 1 соответствующего ГОСТ "8639-82. Трубы стальные квадратные. Сортамент" масса 1 метра трубы является очевидной характеристикой и однозначно определяется, исходя из значений наружного размера, толщины стенки и площади сечения.
- п.48 "Трубы стальные": Сторона А, Сторона В, Толщина стенки, Площадь сечения, Масса 1 м. Вместе с тем, согласно Таблицы п.2 соответствующего ГОСТ 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные. Сортамент" масса 1 метра трубы является второстепенной, оцевидной характеристикой и однозначно определяется, исходя из значений стороны А, стороны В и площади сечения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров по п.8 и 10, конкретное значение которых не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, а также установлены требования к очевидным характеристикам товаров по п.47 и п.48.
Кроме того, Заказчиком установлены требования к таким товарам как "Насосы консольные центробежные моноблочные для воды с малым содержанием примесей", "Насосы фекальные для перекачивания сточных вод без волокнистых включений", "Пылесос моющий", "Робот пылесос для очистки дна бассейна от песка и листьев", "фильтр для бассейна", "бассейн".
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в какой части аукционной документации, в частности сметной документации, указано количество вышеперечисленных товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе посредством установления требований к товарам, не являющимся предметом закупки.
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, при этом обе заявки допущены к участию в аукционе, что свидетельствует о том, что аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам по вышеуказанным основаниям и выявленные нарушения не повлияли на ход осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях ГПБУ г. Москвы "Московское городское управление природными территориями" нарушение положений п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии С.И. Казарин
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 сентября 2017 г. N 2-57-11310/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017