Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Самар Л.В. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Горянская А.С. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Кудинова К.В.
|
- специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в отсутствии представителей,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" и материалы дела N 7-1/531,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика - администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием на автомобильной дороге общего пользования по ул. Центральная городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" в 2017-2018 гг. (N 0122300009517000066).
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона, а именно:
- в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации отсутствуют сведения о сроках выполнения подрядчиком обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта, что исключает предоставление соответствующей банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
- заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ;
На основании ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122300009517000066 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 15.08.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 59 539 450,00 рублей.
Источник финансирования: средства бюджета городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" на 2017-2018 года.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.09.2017, на участие в электронном аукционе поступило две заявки. Обе заявки допущены до участия в электронном аукционе.
Заказчиком представлен мотивированный отзыв по существу жалобы, согласно которому считают жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 7-1/531, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается, в том числе информация, предусмотренная статьей 42 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о сроках завершения работы.
Извещением о проведении электронного аукциона установлен срок завершения работ: 1 этап с момента заключения муниципального контракта до 31.10.2017; 2 этап с 01.04.2018 по 15.10.2018.
Указанные сроки выполнения работ продублированы в ч. 6 аукционной документации.
В соответствии с п. 13.3 проекта контракта настоящий контракт, вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств, включая гарантийный ремонт.
Частью 6 аукционной документации установлено, что подрядчик гарантирует выполнение всех работ в полном объеме в сроки, определенные условиями настоящего контракта. Гарантийный срок на выполнение работ составляет:
*по ремонту дорожного полотна 36 (тридцать шесть) календарных месяца,
*на устройство дорожного ограждения 24 (двадцать четыре) календарных месяца.
В извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации заказчиком установлен конечный срок выполнения работ, а также гарантийный срок на выполнение работ, что и определяет срок действия контракта.
В связи с чем, указанные действия заказчика не нарушают положения законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Таким образом, подтверждением соответствия участника закупки требованиям п. 1 ч. 14 ст. 31 Закона о контрактной системе является его членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Однако извещением о проведении электронного аукциона N 0122300009517000066 установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а именно: п. 25.7 Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, пп. 33.2.1 Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта, в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Ввиду изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ и нарушены положения ч. 6 ст. 31 закона о контрактной системе.
Вместе с тем, при анализе аукционной документации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 13 аукционной документации не в полной мере отражены требования относительно отсутствия у участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также отсутствуют требования, установленные п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушения положений пп. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
Ответственность сторон, установленная в разделе 7 проекта муниципального контракта, относительно размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в полной мере не соответствует Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Таким образом, указанные действия заказчика нарушают положения ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на действия заказчика - администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием на автомобильной дороге общего пользования по ул. Центральная городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" в 2017-2018 гг. (N 0122300009517000066), частично обоснованной;
2. Признать заказчика - администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края нарушевшим п. 7, п. 7.1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику - администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы дела N 7-1/531 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Л.В. Самар |
Члены Комиссии: |
А.С. Горянская
К.В. Кудинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 сентября 2017 г. N 314
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017