Резолютивная часть объявлена 12.09.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.09.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления,
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Шарнина Н.П. по доверенности N71 от 28.08.2017;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Уральская строительно-монтажная компания" от 05.09.2017 N1377-ж на действия (бездействие) Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Улица Киртбая от ул. 1 "З" до ул. 3 "З" (извещение N0187300006517001139) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчик сформировал аукционную документацию с нарушением законодательства о контрактной системе:
1.Заказчик требует указать конкретные значения показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства (нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
2. Заказчиком установлены двойные требования к одним и тем же характеристикам товаров, используемым при выполнении работ, что не позволяет определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (нарушение ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя, а также проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Улица Киртбая от ул. 1 "З" до ул. 3 "З" (извещение N0187300006517001139) размещены на официальном сайте единой информационной системы 29.08.2017.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, установленными частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 3.2 инструкции по подготовке заявки на участие в электронном аукционе первая часть заявки при заключении контракта на оказание услуг (выполнение работ) с использованием товара должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
В приложении N3 к техническому заданию Заказчиком установлен "Перечень товаров (материалов) используемых при выполнении работ", со следующими требованиями:
п.1 Щебень из природного камня для строительных работ, содержит следующие характеристики:
Соответствие ГОСТу 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)
Содержание зерен слабых пород должно быть 5% по массе.
Потеря массы после испытания замораживания должна быть 5%.
Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть 1% по массе.
Содержание глины в комках должно быть 0,25% по массе.
Потери массы при распаде должны быть 3%.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки аукционной документации, если характеристики товара содержатся в колонке "Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)" - участник не вправе изменять указанные значения (п.27.4).
В соответствии с требованиями ГОСТа 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4):
4.5 Содержание зерен слабых пород
Содержание зерен слабых пород в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимости не должно быть более указанного в таблице 7.
Таблица 7
|
|
|
|
|
|
Вид породы и марка по дробимости щебня и гравия |
Содержание зерен слабых пород, % по массе |
|
|
|
Щебень из изверженных, метаморфических и осадочных горных пород марок:
|
|
|
|
|
1400; 1200; 1000
|
5 |
|
|
|
800; 600; 400
|
10 |
|
|
|
300 |
15 |
|
|
|
Щебень из гравия и валунов и гравий марок:
|
|
|
|
|
1000; 800; 600
|
10 |
|
|
|
400 |
15 |
|
|
Исходя из требований ГОСТа 8267-93, содержание зерен слабых пород в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимости не должно быть более 5%, вместе с тем Заказчиком установлено требование: содержание зерен слабых пород должно быть 5% по массе.
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в документации о закупке не содержится.
Таким образом, в нарушении пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования не соответствующие требованиям ГОСТа 8267-93.
Аналогичные нарушения содержатся по показателям:
Потеря массы после испытания замораживания должна быть 5%.
Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть 1% по массе.
Содержание глины в комках должно быть 0,25% по массе.
Потери массы при распаде должны быть 3%.
Кроме того, из пункта 5.3 ГОСТа 8267-93 следует, что для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.
Таким образом, конкретные показатели в колонке "Значения показателей, которые могут изменяться (изменяемое)" становятся известны только после проведения испытаний.
Между тем, в соответствии с условиями аукционной документации участник обязан в первой части заявки указать конкретные показатели.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Поскольку, первая часть заявки участника закупки фактически является Спецификацией к будущему государственному или муниципальному контракту, то она описывает фактические (достоверные и полные сведения) технические характеристики товара (оборудования).
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о конкретных показателях товара ввиду отсутствия товара в наличии.
Указанное требование Заказчика приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения содержатся в позициях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11 Приложения 3 к техническому заданию аукционной документации.
Кроме того, в позиции 1 Приложения 3 технического задания содержатся противоречивые требования, а именно:
N п/ п |
Номер позиции в смете |
Предусмотрено проектно-сметной документацией |
Соответствие ГОСТ |
|
Значения показателей, которые могут изменяться (изменяемое) |
Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
ЛСР N 02-01-02 Дорожная одежда | ||||
1 |
2, 6, 45, 79 |
Щебень из природного камня для строительных работ |
ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4) |
|
Средняя плотность зерен должна быть от 2 до 3г/см3. Марка по дробимости щебня должна быть не ниже 1000. Группа щебня должна быть 1 или 2 или 3. Марка по истираемости щебня должна быть: И1 или И2 или И3. Марка морозостойкости должна быть более F50. Циклов замораживания-оттаивания должно быть более 50. Потеря массы после испытания замораживания должна быть не более 5%. Насыщение в растворе сернокислого натрия высушивание должно быть не менее 10 циклов. Содержание глины в комках должно быть не более 0,25% по массе. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть св. 370 до 740 Бк/кг. |
Фракция св. 40 до 80 (70) мм Содержание зерен слабых пород должно быть 5% по массе. Потеря массы после испытания замораживания должна быть 5%. Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть 1% по массе. Содержание глины в комках должно быть 0,25% по массе. Потери массы при распаде должны быть 3%. |
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В нарушении части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Заказчиком в позиции 1 Приложения 3 технического задания установлены противоречивые требования по следующим показателям: потеря массы после испытания замораживания, содержание глины в комках.
Аналогичные нарушения содержатся в позициях 2, 3 Приложения 3 к техническому заданию аукционной документации.
В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку выявленные нарушения повлияли на результаты торгов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Уральская строительно-монтажная компания" от 05.09.2017 N1377-ж на действия (бездействие) Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Улица Киртбая от ул. 1 "З" до ул. 3 "З" (извещение N0187300006517001139) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства" нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе
3. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства" нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
4. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства" нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства", Уполномоченному органу - Администрация города Сургута, аукционной (единой) комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
7. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ОАО "ЕЭТП" 117312, Москва, пр-т 60-летия Октября, д. 9 Заявитель: ООО "Уральская строительно-монтажная компания" 625002, Российская Федерация, Тюменская область, город Тюмень, улица Свердлова, д.5, корпус 1 Заказчик: Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства" 628418, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Островского, д. 47. Уполномоченный орган: Администрация города Сургута (управление муниципальных закупок) 628408, г. Сургут, ул. Энгельса, д. 8, каб. 427 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 12.09.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.09.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления,
на основании своего решения от 12.09.2017 о рассмотрении жалобы ООО "Уральская строительно-монтажная компания" от 05.09.2017 N1377-ж на действия (бездействие) Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Улица Киртбая от ул. 1 "З" до ул. 3 "З" (извещение N0187300006517001139), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства", Уполномоченному органу - Администрация города Сургута, аукционной (единой) комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Улица Киртбая от ул. 1 "З" до ул. 3 "З" (извещение N0187300006517001139).
2. С учетом принятого решения от 12.09.2017 г. по рассмотрению жалобы ООО "Уральская строительно-монтажная компания" от 05.09.2017 N1377-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Улица Киртбая от ул. 1 "З" до ул. 3 "З" (извещение N0187300006517001139) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 06.10.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 09.10.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной (единой) комиссией пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии А.В. Демкин
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
А.Д. Капаклы
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 сентября 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017