Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Новострой" (далее также - заявитель, общество) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика - Главного управления МЧС России по Ярославской области (далее также - заказчик) - представители по доверенности Лебедев М.Ю., Минухин С.В.,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя оператора,
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика - Главного управления МЧС России по Ярославской области - при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А (извещение N 0171100003717000017) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы,
контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Новострой" на действия заказчика - Главного управления МЧС России по Ярославской области - при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А (извещение N 0171100003717000017) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, срок выполнения работ, являющихся объектом данной закупки, установленный заказчиком в проекте государственного контракта (до 31.12.2017) заведомо является невыполнимым, поскольку проектно-сметной документацией срок выполнения таких работ предусмотрен 11 месяцев, а контрактом в свою очередь предусмотрена обязанность подрядчика выполнить все работы в строгом соответствии с проектно-сметной документацией, в связи с чем ООО "Новострой" просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Главным управлением МЧС России по Ярославской области - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 25.08.2017 размещено извещение N 0171100003717000017 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А, вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта - 96 748 800,00 руб.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к выполнению работ, являющихся объектом закупки, с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие требования к закупаемым работам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к объекту закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Согласно пункту 1 раздела 2 "Информационная карта" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по реконструкции здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А.
Наименование, описание объекта закупки указано в разделе 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе; условия контракта содержатся в разделе 5 "Проект государственного контракта" документации об электронном аукционе (пункт 26 раздела 2 "Информационная карта" документации об электронном аукционе).
В соответствии с пунктом 1.9 раздела 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, должны быть выполнены в соответствии с технической частью документации и проектом контракта, включая приложения, проектно-сметной документацией.
Из пункта 1.3 раздела 5 "Проект государственного контракта" документации об электронном аукционе следует, что виды и объемы работ и требования к ним указаны в проектно-сметной документации и техническом задании (приложение N 1 к контракту), которое в соответствии с пунктом 14.1 раздела 5 "Проект государственного контракта" документации об электронном аукционе является неотъемлемой частью контракта.
В проектно-сметной документации на реконструкцию здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области указано, что "продолжительность строительства здания управления определена МДС 12-43.2008 раздел 4 Жилищно-гражданское строительство п. 4.3 Административные здания". При этом установлено, что "заказчик вправе изменить рекомендуемую продолжительность строительства, так как основанием для выполнения строительно-монтажных работ является договор строительного подряда, заключаемый между заказчиком и подрядчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации" (раздел 6 "Проект организации строительства" проектной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете (пункт 1 статьи 743 ГК РФ).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Поскольку в данном случае срок выполнения работ, указанный в проектно-сметной документации, является рекомендуемым, а законодательством (ни ГК РФ, ни Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ) не предусмотрено императивной нормы относительно определения сроков выполнения работ по договору строительного подряда, стороны договора вправе самостоятельно установить такие сроки.
Так, пунктом 1.12 раздела 3 "Техническое задание" и пунктами 3.1 и 3.2 раздела 5 "Проект государственного контракта" документации об электронном аукционе определены следующие сроки выполнения работ: начала работ - с даты заключения контракта, окончание работ - до 31.12.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник такой закупки несет риск возможности наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям закона.
Вместе с тем, установлено, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе была подана одна заявка от потенциального подрядчика, который фактически, направив данную заявку, подтвердил свое согласие выполнить работы по реконструкции здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А, на условиях, установленных заказчиком в документации об электронном аукционе, в том числе в указанные заказчиком сроки (до 31.12.2017).
Согласно протоколу единственной заявки открытого аукциона в электронной форме "реконструкция здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8а" (N извещения 0171100003717000017) от 11.09.2017 N 18 поданная заявка признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям документации об электроном аукционе.
Заявитель же не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности выполнения работ, являющихся объектом закупки, в указанные заказчиком сроки в случае победы в рассматриваемом аукционе.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по установлению требований к сроку выполнения работ, являющихся объектом рассматриваемого электронного аукциона, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика - Главного управления МЧС России по Ярославской области - при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А (извещение N 0171100003717000017) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 сентября 2017 г. N 05-02/279Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017