Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
заместитель председатель Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>- специалист-эксперт отдела контроля закупок,кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ООО "Аллюр" (далее - Заявитель) на положения документации при проведении конкурса для заключения энергосервисного контракта "Проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения МО "Алнашское" (замена светильников уличного освещения на светодиодные)" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300006717000003, далее - Конкурс), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
в присутствии:
представителя заказчика - Администрации МО "Алнашское"(далее - Заказчик):главы МО "Алнашское"<_> (Решение N1/3 от 30.09.2016 г),
слушателя: <_>
в отсутствии:
представителя Заявителя - ООО "Аллюр", уведомлено надлежащим образом, в деле имеется уведомление NОП01-17-07/6532э от 14.09.2017 г.
УСТАНОВИЛА:
12.09.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Аллюр"на положения конкурсной документации.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно предоставил преимущество участникам закупки, которые предоставят "заводскую гарантию".
Заявитель указывает, что Заказчик при описании объекта закупки установил требования к товару с нарушением норм Закона.
ПредставительЗаказчикане согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения, а также устно пояснили, чтотребование к банковской гарантии обусловлено сокращением бедующих затрат Заказчика, а при описании объекта закупки использовались стандартные показатели.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
25.08.2017 г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении конкурс для заключения энергосервисного контракта, а также конкурсную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 8516866,18 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 15.09.2017 NПВК1 на участие в конкурсе подана 1 заявка (ПАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком") с предложением цены контракта равным 5961806.34 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Довод Заявителя о том, что Заказчик неправомерно предоставил преимущество участникам закупки, которые предоставят "заводскую гарантию", Комиссия Удмуртского УФАС России считает необоснованными, на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком при необходимости устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
В соответствии с пунктом 3.6 проекта контракта Конкурсной документации гарантии на материалы и оборудование предоставляются Заказчику со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ) на срок не менее 6 лет, но не менее установленного срока завода изготовителя.
В силу требования пункта 8 приложения 1 к конкурсной документации "Описание объекта закупки" гарантии на материалы и оборудование предоставляются Заказчику со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ) на срок не менее 6 лет, но не менее установленного срока завода изготовителя.
Про критерии оценки (из док-ии)
Конкурсная документация не содержит условий, согласно которых участникам закупки предоставивших заводскую гарантию на товар предоставляется преимущество перед теми участниками, которые предоставят обычную гарантию на товар.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что довод Заявителя о том, что Заказчик предоставляет преимущество участникам закупки, которые представят на товар заводскую гарантию, является необоснованным.
Довод Заявителя, что Заказчик неправомерно установил в конкурсной документации требование о возможной замене источника питания без демонтажа светильника с опоры и требование о возможности регулировки угла наклона светильников является необоснованным, по следующим причинам.
В силу частей 1,2 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно приложению N1 к техническому заданию Конкурсной документации "Требования к устанавливаемым осветительным приборам", Заказчик установил требования к поставляемому товару, в том числе:
Возможность замены ИП без демонтажа с светильника с опоры |
да |
Возможность регулировки угла наклона светильника |
да |
Законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации не регламентируется каким образом должна происходить замена источника питания, более того законодательством не установлено, что угол наклона светильника не должен регулироваться.
Из положений Закона о контрактной системе следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик обязан установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в целях определения соответствия поставляемого товара (работы, услуги) потребностям заказчика.
Заказчик в разъяснения положений конкурсной документации указал, что требования по возможности замены ИП без демонтажа светильника с опоры установлены для сокращения затрат бюджетных средств на демонтаж-монтаж неисправных осветительных приборов, а также обеспечения снижения затрат на обслуживание светильников при выходе их из строя в период действия контракта и после его окончания. "Возможность регулировки угла наклона светильника" также снижает затраты на изготовление специальных кронштейнов, их обслуживание и ремонт.
Заявителем не представлено доказательств того, что требования к товару, установленные Заказчиком не позволяют подать заявку на участие в Конкурсе, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.
Доводы Заявителя о том, что Заказчик неправомерно указал в Конкурсной документации требование к трем видам светильников с цветовой температурой 5000К, является необоснованным, по следующим причинам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Из части 2 статьи 26 Закона об энергосбережении следует, что требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 приложения 10 Конкурсной документации "Техническое задание" предусматривается, что целью выполнения работ является получение экономии за счет энергосбережения и повышения энергетической эффективности при использовании энергоресурсов (электрической энергии) в отношении сети уличного освещения МО "Алнашское".
Доводы Заявителя о том, что изменение высоты опор может обеспечить необходимый уровень светового потока при энергопотреблении ниже 80 ВТ, что потенциальные участники закупки могут предложить к поставке светильники с цветовой температурой 6000К, направлены на ограничение конкуренции; то что техническая документация не позволяет установить уровень освещенности по указанным адресам, не свидетельствуют о том, что формирование заказчиком объекта закупки в конкурсной документации (в таком виде) привело к ограничению конкуренции.
Информация об объекте, его характеристиках, режиме и параметрах эксплуатации объекта содержится в приложениях N1,2 Конкурсной документации.
Приложение N1 к техническому заданию Конкурсной документации содержит конкретные требования к устанавливаемым осветительным приборам, в том числе: "Потребляемая мощность в номинальном режиме, Вт, не более", "Цветовая температура, К".
Требование к цветовой шкале температур установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 54350-2015.
В конкурсной документации приведено полное описание объекта, указана информация о дорогах, подлежащих освещению, также предусмотрена возможность самостоятельного обследования объекта потенциальным участником закупки и осуществления расчетов по необходимой мощности светильников.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика - Администрации МО "Алнашское" нарушений не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аллюр" на положения документации при проведении конкурса для заключения энергосервисного контракта "Проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения МО "Алнашское" (замена светильников уличного освещения на светодиодные)" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300006717000003),необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Заместитель председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
__________ <_>
__________ <_> |
|
__________<_> |
<_>(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 сентября 2017 г. N ОП07-06/2017-246
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2017