Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; члены Комиссии: <_>, <_>, при участии представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Саянская городская больница" (далее - заказчик) - <_>, в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Виал" (далее - заявитель) уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на поставку лекарственных препаратов (Цефоперазон+Сульбактам) в течение 2018 года, извещение N 0334300056217000114, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 11 сентября 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает, что установленным заказчиком требованиям к поставке лекарственного средства "Цефоперазон+Сульбактам" дозировкой 1,5г + 1,5г соответствует единственный лекарственный препарат под торговым наименованием "Сульмаграф", что противоречит нормам Федерального закона N44-ФЗ, влечет ограничение количества участников закупки, поскольку исключает возможности поставки иных, эквивалентных данному препарату лекарственных препаратов.
Помимо этого, заявитель указывает, что заказчиком допущено нарушение пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, из которых следует, что доводы жалобы являются необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 01 сентября 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334300056217000114, а также документация об электронном аукционе на право заключения контракта поставку лекарственных препаратов (Цефоперазон+[Сульбактам]) в течение 2018 года, извещение N 0334300056217000114, (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 272 305 руб. 00 коп.
Дата окончания срока подачи заявок установлена 11.09.2017 года
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы возражения заказчика приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком (пункт 1 часть 1 статья 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
Из указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Данные требования установлены заказчиком в части III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе, в которой указаны показатели определения соответствия объекта закупки потребностям заказчика и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно указанным положениям документации об электронном аукционе заказчику требуется поставить лекарственное средство под МНН "Цефоперазон+Сульбактам" со следующими характеристиками: "Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5 г + 1,5 г, флаконы N 1".
Комиссия не усматривает в оспариваемых требованиях к дозировке лекарственного препарата нарушений названных норм и иных положений Федеральным законом N 44-ФЗ.
В Техническом задании документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд лечебного учреждения заказчика, непосредственно применяющего закупаемое лекарственное средство.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В рассматриваемом деле указание заказчиком на необходимость поставки лекарственного препарата определенной дозировки обусловлено спецификой назначения и способа его применения: такая доза обусловлена его потребностями, позволяет достичь необходимого медицинского эффекта и обеспечивает эффективное расходование бюджетных средств, поскольку приводит к минимизации использования расходных материалов и утилизируемых излишков лекарственного препарата.
В Иркутское УФАС России представлена Инструкция по лекарственному препарату ТН "Сульмаграф".
Согласно данной инструкции лекарственный препарат "Сульмаграф", обладающий увеличенной дозировкой в 3 г (цефоперазона натрия 1,5 г + сульбактама натрия 1,5 г), позволяет достичь концентрации действующего вещества в брюшной полости, кишечнике, печени, желчи, поджелудочной железе, превышающей соответствующие показатели по препаратам с меньшей дозировкой, что гарантированно подавляет жизнедеятельность основных возбудителей инфекций области хирургического воздействия и позволяет применять препарат в случаях осложненных инфекций органов брюшной полости, что подтверждается инструкцией производителя. Данная характеристика позволяет применять препарат с такой дозировкой в режиме эмпирической монотерапии при перитоните, гнойном холангите и холецистите, абсцессах брюшной полости и печени, инфицированном панкреонекрозе, сепсисе.
Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 4 данного Федерального закона установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
Использование иных дозировок лекарственных препаратов приводит к увеличению инъекций до 6-8 уколов в день (при использовании дозировки исходного препарата во флаконе 0,5г+0,5г) или 3 укола (при дозировке 1г+1г), и является нецелесообразным, так как приводит к увеличению затрат на расходные материалы и времени работы среднего медицинского персонала), а также неблагоприятным для здоровья пациентов стационара в виде увеличения количества инъекций препарата. Кроме того, излишки изготовленного препарата не могут быть использованы в соответствии с требованиями к хранению лекарственных средств и должны быть утилизированы, а это неэффективное расходование бюджетных средств.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Кроме того, указание заявителя на письмо ФАС России от 09.06.2016 года NАК/28644/15 в данном случае учитываться не может, так как в рассматриваемом случае речь идет о поставке порошка для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, между тем, в данном письме указывается на дозировку таблеток, что является несовместимым для сравнения ввиду отличий по способу приготовления и введения в организм человека.
Также, в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Более того, позиция заказчика подтверждается и судебной практикой, в частности, Решением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2015 года NФ-08-5244/2015 по делу NА20-4177/2014, решением Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2016 года по делу NА40-8724/16, Арбитражным судом Псковской области по делу N А52-4066/2015, Арбитражным судом Пензенской области по делу N А49-2582/2016.
В связи с чем, Комиссия делает вывод о том, что довод заявителя в данной части жалобы является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление Правительства N 929) установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Согласно части III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" заказчиком установлены следующие требования к товару: "Цефоперазон + Сульбактам": Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения - 1 флакон содержит активные вещества: цефоперазон - 1,5 г, сульбактам - 1,5 г.
В соответствии с п. 2 Приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 746н государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (далее - Реестр) является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.
Согласно официальному сайту государственного реестра лекарственных средств МНН "Цефоперазон + Сульбактам" дозировка 1,5г + 1,5г соответствует лекарственное средство одного производителя: Сульмаграф, Сучжоу Даунрэйз Фармасютикэл, Китай, регистрационное удостоверение ЛП-000972.
Таким образом, согласно Постановлению Правительства N 929 заказчик вправе проводить закупку лекарственного средства с определенной дозировкой, при этом закупка такого лекарственного средства должна проводиться отдельным лотом.
Следовательно, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к лекарственному препарату с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
Кроме того, к рассматриваемой жалобе заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Предметом данного электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, что также свидетельствует о наличии конкуренции между участниками аукциона.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя указанные в жалобе являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Торговый дом "Виал" необоснованной.
2. Направить копии решения заявителю, заказчику.
3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 сентября 2017 г. N 939
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2017