Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; члены Комиссии: <_>, <_>; в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Витимский" (далее - заказчик); в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - заявитель); рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на оказании услуг связанных с лесоводством, извещение N 0334100004717000014 (далее - электронный аукцион), и в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 12 сентября 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель считает, что:
1) заказчиком не надлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
2) заказчик неправомерно установил требование о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики;
3) заказчик указал разные идентификационные коды закупки в извещении и в проекте контракта;
4) заказчик не указал в проекте контракта все возможные значения размеров штрафа.
Заказчиком, представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 28 августа 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100004717000014, а также документация по проведению аукциона в электронной форме на оказании услуг связанных с лесоводством (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 36 346 900 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100004717000014 было размещено заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru 28 августа 2017 года в 11:34. Датой и временем окончания подачи заявок является 12.09.2017 года в 11:00.
В соответствии с частью 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что датой окончания подачи заявок должно являться 13.09.2017, следовательно, заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ.
В пункте 23 части IV раздела 2 документации об аукционе установлено: "условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: в соответствии с постановлением правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, организациями, находящимся под юрисдикцией турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией турецкой республики, запрещено".
Данное требование установлено заказчиком на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 утратило свою силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившего в силу с 10.06.2017 г.
Следовательно, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В извещении о проведении электронного аукциона указан следующий идентификационный код закупки: "171380200179838020100100140010240244", в проекте контракта: "171380200179838020100100140000240244".
Комиссия пришла к выводу, что данный недостаток является технической ошибкой (опечаткой) и на проведение электронного аукциона повлиять не может.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В пунктах 7.2, 7.3 проекта контракта являющимся приложением 2 к конкурсной документации электронного аукциона установлено следующее:
"7.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 2,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 2 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта превышает 100 млн. рублей.
По настоящему контракту штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, устанавливается в размере 2% от цены контракта, что составляет ( ) рублей.
7.3. В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом (в том числе гарантийного), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных), предусмотренных Контрактом. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 5 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1 процент цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта превышает 100 млн. рублей.
По настоящему контракту штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, устанавливается в размере 5% от цены контракта, что составляет ( ) рублей"
Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку размеры штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту в виде фиксированной суммы могут быть установлены заказчиком только после подведения итогов аукциона, при составлении контракта на основании цены контракта, полученной по результатам проведения аукциона. При этом заказчиком в проекте контракта указан порядок определения фиксированной суммы размеров штрафов.
Учитывая изложенное, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия Иркутского УФАС России установила следующее.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки, которые заказчик должен установить при осуществлении закупки.
При этом, Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивший в силу с 09.01.2017 г., в части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ внесены следующие изменения:
- дополнен пункт 7: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- введен пункт 7.1: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что данные требования присутствуют в пункте 15 части III раздела 2 документации электронного аукциона.
В свою очередь, заказчиком в пункте 4.1 раздела 1 документации электронного аукциона установлены требования к участникам электронного аукциона, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в следующем виде: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Таким образом присутствует двойное установление требований на основании действующей и недействующей редакции закона.
Проанализировав данную ситуацию, Комиссия приходит к выводу, что формально, единые требования к участнику закупки, установлены.
Помимо этого, в соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона N44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Таким образом, потенциальный участник аукциона мог направить запрос о даче разъяснений.
Учитывая, что на участие в электронном аукционе была подана всего одна заявка, отклонение участников по вышеуказанным нарушениям не установлено, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на итоги электронного аукциона. В связи с чем, принято решение - предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" частично обоснованной;
2. Признать заказчика нарушившим часть 3 статьи 63, часть 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности;
5. Направить копии решения сторонам по жалобе;
6. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 сентября 2017 г. N 945
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017