Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>; <_>; при участии представителей Муниципального унитарного предприятия г. Иркутска "Иркутскавтодор" (далее - заказчик) - <_>; в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Вектор-7" (далее - ООО "Вектор-7", заявитель), рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на поставку (отпуск с АЗС) жидкого топлива, извещение N 0534300002117000077 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 14 сентября 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает, что заказчиком при формировании документации об электронном аукционе допущены нарушения части 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку заказчиком ненадлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Также, заявитель считает, что заказчиком нарушена часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно не указаны нормы ГОСТ для материалов, при этом не указана причина невозможности использования конкретных ГОСТ на каждый требуемый материал
Помимо этого, по мнению заявителя, заказчик неправомерно объединил в одной закупке бензин и дизельное топливо.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы частично обоснованными, согласившись с первым доводом заявителя.
В ходе рассмотрения жалоба Комиссией установлено, что заказчиком 31.08.2017 г. на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0534300002117000077 и документация об электронном аукционе на поставку (отпуск с АЗС) жидкого топлива (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 767 988 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Частью 1 статьи 194 ГК РФ предусмотрено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Исходя из части 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени" следует, что время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.
Таким образом, с учетом предусмотренного требования частью 3 статьи 63 Федерального закона N44-ФЗ, срока, суммы начальной (максимальной) цены контракта срок окончания подачи заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе должен быть установлен не ранее, чем 15 сентября 2017 года в 23:59.
Комиссией установлено, что заказчиком 31 августа 2017 года в 14:34 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку (отпуск с АЗС) жидкого топлива, при этом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен 15 сентября 2017 года в 09:00.
Таким образом, заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, что является нарушением части 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ.
В отношении довода заявителя о неуказании заказчиком в отношении товаров "Бензин" и "Дизельное топливо" норм ГОСТ, Комиссией установлено следующее.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Федерального закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. В документации заказчик вправе указать параметры, соответствующие определенному ГОСТ.
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг), позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, указаны в части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)".
Согласно Техническому заданию к поставке требуется "Дизельное топливо" и "Бензин" без указания требований соответствия товара соответствующему ГОСТ.
При этом заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки заказчиком соблюдены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, указаны требуемые показатели товаров, что свидетельствует о необоснованности довода заявителя жалобы.
Помимо этого, потенциальный участник имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, направив на адрес электронной площадке запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако заявитель не воспользовался указанным правом.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона пункту 2 части 2 документации об электронном аукционе предметом закупки N 0534300002117000077 является поставка (отпуск с АЗС) жидкого топлива. Код ОКПД2 19.20.21.325 - "Дизельное топливо" и коды: 19.20.21.120, 19.20.21.130 - "Бензин".
В соответствии с Инструкцией по учету поступления и расходования горюче-смазочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 03.02.1984 N01/21-8-72 под термином "нефтепродукты" понимаются бензин, дизельное топливо, масла моторные, трансмиссионные, специальные, консистентные смазки, а также тормозные, амортизаторные, охлаждающие и другие технические жидкости и т.п. эксплуатационные материалы.
Кроме того, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 года N 14-ст, "Дизельное топливо" и "Бензин" относится к одному коду 19.2 "Нефтепродукты".
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком изучен рынок и установлено, что имеющиеся в г. Иркутске поставщики могут одновременно поставлять как бензин, так и дизельное топливо.
Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не представил в составе своей жалобы надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России не находит в действиях заказчика нарушений статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вектор-7" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности;
5. Направить копии решения сторонам по жалобе;
6. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 сентября 2017 г. N 955
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2017