Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы; |
Члены Комиссии: |
Руденко Л.Э., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы; |
|
Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы, |
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителей управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы в лице <К...> (доверенность N 12исх-355/17 от 09.06.2017 г.) и <К...> (доверенность N 12исх-627/17 от 18.09.2017 г.); директора Муниципального казенного учреждения города Костромы "Агентство муниципальных закупок" <К...>, в отсутствие представителя ООО "СтройТон", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО "Стройтон" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по реализации проекта "Реконструкция базы гребного спорта МБОУ ДОД г. Костромы "ДЮСШ N 9", Речной проспект, д. 65" генеральным подрядчиком (извещение N 0841300009017000978) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 05.09.2017 г. Муниципальное казенного учреждение города Костромы "Агентство муниципальных закупок" (далее - Уполномоченный орган) на официальном сайте в сети Интернет в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru разместило извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по реализации проекта "Реконструкция базы гребного спорта МБОУ ДОД г. Костромы "ДЮСШ N 9", Речной проспект, д. 65" генеральным подрядчиком (извещение N 0841300009017000978).
ООО "Стройтон" (далее - Заявитель) в своей жалобе указывает следующее:
"Изучив положения Документации об открытом конкурсе, Заявителем был обнаружен ряд нарушений действующего законодательства, а именно:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон N 44-ФЗ) Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 5. Ст. 24 Закона N 44-ФЗ Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
В соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденным распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 471-р, работы, соответствующие кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 41.2. Здания и работы по возведению зданий; 42. Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства; 43. Работы строительные специализированные (кроме кода 43.13) подлежат закупке путем проведения электронного аукциона.
В нарушение ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчиком неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Возможные доводы о том, что в объект закупки включены не только работы по строительству, но и иные (по осуществлению функции заказчика-застройщика) не является существенным, т.к.:
В соответствии с постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-85545/15 от 04.10.2016 г. установлено, что, если в рамках контракта предусмотрена поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), входящих в аукционный перечень, выбор способа осуществления закупки в форме конкурса, а не в форме электронного аукциона, является неправомерным. Указанное решение подтверждено определением Верховного суда Российской Федерации по делу 305-КГ16-16344 от 08.12.2016 г.
Аналогичный вывод можно сделать из с постановления Арбитражного суда Северно-Кавказского округа по делу N А53-1704/2015 от 30.11.2015 г.
В соответствии с решением Федеральной антимонопольной службы России от 18.01.2017 г. по делу N К-41/17 признано нарушением ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ признано нарушением осуществление закупки, включавшей в себя проектно-изыскательские работы и работы по строительству объекта капитального строительства.
2. В соответствии с п. 3.1.2 приложения 1 к разделу 5 "Информационная карта конкурса" оценке подлежит опыт участника конкурса по выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается количество исполненных надлежащим образом контрактов (договоров) на выполнение работ по реализации проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства (контракты (договоры) генподряда) за 2012-2016 годы с ценой контракта (договора) не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящему открытому конкурсу, подтвержденное копиями соответствующих документов (исполненные надлежащим образом контракты и/или договоры (включая все приложения к ним), а также документы, подтверждающие исполнение данных контрактов и/или договоров).
В соответствии с п. 13 ч. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК), строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с п. 14 ч. 1 ГрК, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из положений ГрК, невозможно выполнение работ и по строительству, и по реконструкции объекта капитального строительства одновременно.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона N 44-ФЗ не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 ст. 32, за исключением случая, предусмотренного частью 2 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В нарушение ч. 9 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, заказчиком установлены критерии оценки заявок, противоречащие положениям Закона N 44-ФЗ, а также в нарушение требований Закона N 44-ФЗ для оценки контрактов установлен период в 2012-2016 годы, что является ограничением для участников, выполнивших работы в 2017 году.
3. В соответствии со сноской 4, указанной в п. 7.3.32 проекта контракта установлено следующее:
Конкретные виды и объемы работ определяются по предложению Генподрядчика при заключении контракта из числа видов и объемов работ, предусмотренных пунктом 39 раздела 5 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации открытого конкурса и, исходя из сметной стоимости этих работ, должны составлять не менее 15 процентов цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 54 Закона N 44-ФЗ в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или ч.1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, указанными положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, предоставляемых заказчиком и победителем Конкурса при заключении контракта.
Учитывая изложенное, положения документации, предусматривающие, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, которые генеральный подрядчик должен выполнить самостоятельно, без привлечения иных лиц, представляются при заключении, не соответствуют требованиям частей 1, 2, 3 статьи 54 Закона N 44-ФЗ и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ.
Указанные довод подтверждается решением Федеральной антимонопольной службы России от 31.08.2017 г. по делу N К-1125/17.
4. В п. 4.3 проекта контракта установлено, что моментом приемки объекта считается дата подписания Муниципальным заказчиком акта приёмки законченного реконструкцией объекта.
В п. 7.2.2 проекта контракта установлено, что в течение 10-ти рабочих дней с даты приемки Объекта по акту приемки законченного реконструкцией объекта и представления Генподрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектно-сметной (рабочей) документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, направить представленные документы в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу указанных заключений.
В течение 10-ти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и предоставления Генподрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направить документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 55 ГрК для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы предоставить акт приемки объекта капитального строительства, а не акту приемки законченного реконструкцией объекта!
Таким образом, заказчиком установлен порядок приемки выполненных работ, не позволяющий получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 3.4 проекта контракта установлено, что окончательный расчет по Контракту производится Муниципальным заказчиком после исполнения Генподрядчиком принятых на себя по Контракту обязательств по выполнению работ в полном объеме, в течение 30 дней со дня подписания Муниципальным заказчиком акта приемки законченного реконструкцией объекта.
Невозможность получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию означает невозможность получения Подрядчиком окончательной оплаты за выполненные работы.
Кроме того, срок оплаты "в течение 30 дней со дня подписания Муниципальным заказчиком акта приемки законченного реконструкцией объекта" нарушает ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов) должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Приемка работ осуществляется, в соответствии с п. 4.2 проекта контракта, путем подписания акта законченного этапа выполнения работ по реализации проекта, а подписание акта приемки законченного реконструкцией объекта и получение разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подтверждает приемку объекта, а не работ.
Таким образом, заказчиком нарушены положения частей 13 и 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
5. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 2.4.1 раздела 2 документации Участник закупки производит описание объекта закупки в соответствии с требованиями раздела 5 "Информационная карта конкурса", раздела 8 "Техническая часть конкурсной документации" настоящей конкурсной документации и представляет предложение по форме "Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки", приведенной в разделе 6 "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" настоящей конкурсной документации.
В соответствии с п. 26 раздела 5 документации установлено, что 2.1. Указанное предложение участником закупки представляется по форме "ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКА КОНКУРСА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ", приведенной в разделе 6 "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА" (форма 3).
В соответствии с формой 3 требуется предоставить следующую информацию: Наименование выполняемых работ.
При этом не ясно, требуется предоставить только общее наименование (предмет контракта) или же необходимо предоставить разбивку работ, в соответствии с п. 15 раздела 5 документации, а именно:
Этапы выполнения работ по реализации проекта |
Размер финансирования |
Подготовительные работы |
1% от стоимости контракта |
Административно-хозяйственный корпус: | |
-строительно-монтажные работы ниже 0 |
9% от стоимости контракта |
-строительно-монтажные работы выше 0 |
25% от стоимости контракта |
-спуск к воде |
20% от стоимости контракта |
-наружные внутриплощадочные сети |
5% от стоимости контракта |
Финишная вышка: | |
-строительно-монтажные работы ниже 0 |
5% от стоимости контракта |
-строительно-монтажные работы выше 0 |
10% от стоимости контракта |
-наружные внутриплощадочные сети |
5% от стоимости контракта |
Трибуны |
13% от стоимости контракта |
Общественный туалет |
1% от стоимости контракта |
Ограждение территории |
1% от стоимости контракта |
Благоустройство |
5% от стоимости контракта |
Кроме того, выше указано, что необходимо сделать предложение в отношении объекта закупки в соответствии с разделом 8 "Техническая часть".
Раздел 8, в свою очередь, представляет собой 182 страницы, в числе которых имеются указания на требования к материалам, применяемым при выполнении работ. В соответствии с инструкцией, указанной в разделе 2 документации, не представляется возможным установить состав предложения участника закупки в отношении объекта закупки, при котором заявка данного участника не будет отклонена.
1. В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
2. В нарушение ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ, заказчиком не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки.
3. Вместе с тем в соответствии с ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса. С учетом требований Заказчика в разделе 8 "Техническая часть", а также в виду отсутствия конкретного описания требований Заказчика, не представляется возможным определить, что участнику необходимо конкретизировать (представить сведения о конкретных значениях показателей) и что из представленных сведений будет включено в контракт.
Кроме того, в разделе 8 Техническая часть конкурсной документации по таким позициям как: "Муфта прямая на кабеле с пластиковой или винилитовой оболочкой в колодцах, емкость: до 10х2" (ведомость объемов работ на наружные сети связи); "Интерфейсный кабель LS 2х2х0.6" (ведомость объемов работ на охранную сигнализацию раздел 3); "IP-видеокамера купольная, внутренняя, 2592х1520", "IP-видеокамера уличная, 2Mp, 1920х1080", "видеокамера уличная, 2592х1520", "видеокамера уличная, поворотная , 1920х1080", "телевизор, 40 , 1920x1080" (N пп. 9-13 ведомости объемов работ на систему охранного телевидения), Заказчиком не установлены единицы измерения, наименования показателей, инструкция по заполнению заявок также не содержит пояснений по данным вопросам. Таким образом, Заказчик, не установив конкретно единицы измерения, наименования показателей нарушает п.2 ч.1 ст.31 Закона N 44-ФЗ, а также вводит участников в заблуждение".
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными в полном объеме. В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил следующее.
1. По доводу Заявителя о неверном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчик пояснил, что объектом закупки является выполнение работ по реализации проекта "Реконструкция базы гребного спорта МБОУ ДОД г. Костромы "ДЮСШ N 9", Речной проспект, д. 65" генеральным подрядчиком. ОКПД2 определено как 71.12.20.110: "Услуги заказчика-застройщика, генерального подрядчика". Данный ОКПД2 в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, установленный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, не входит. Закупка производится именно на услуги генерального подрядчика.
2. По доводу Заявителя об установленном периоде оценки контрактов (2012-2016 годы) являющемся ограничением для участников, выполнивших работы в 2017 году, Заказчик пояснил, что данный критерий оценки заявок установлен строго в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085. Правила не содержат требований и ограничений к периоду устанавливаемого в документации опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
3. По доводу Заявителя о несоответствии требованиям частей 1, 2, 3 статьи 54 Закона о контрактной системе положений документации, которые предусматривают, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, которые генеральный подрядчик должен выполнить самостоятельно, без привлечения иных лиц, представляются при заключении контракта, Заказчик пояснил следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства N 570 от 15.05.2017 установлены виды работ, в том числе в нем установлено, что возможные виды и объемы работ включаются заказчиком в документацию о закупке, а конкретные виды и объемы работ, из числа видов и объемов работ, которые генеральный подрядчик должен выполнить самостоятельно, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт по предложению подрядчика. Так как Закон о контрактной системе не устанавливает право Заказчика при составлении документации требовать данные документы в составе заявки, которую должен предоставить участник, заказчик во исполнение вышеназванного постановления Правительства N 570 от 15.05.2017 включил данное условие в проект контракта.
4. По доводу Заявителя о невозможности получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и тем самым невозможности получения подрядчиком окончательной оплаты за выполненные работы Заказчик пояснил следующее.
Ввод объекта в эксплуатацию согласно раздела 7 "Проект контракта" никак не привязан к оплате. Подрядчик может выполнить работы и получить оплату за них не вводя объекты в эксплуатацию. Это два разнесенных по времени события. Порядок оплаты привязан к акту приёмке законченного реконструкцией объекта.
Согласно пункту 4.3 раздела 7 "Проект контракта" моментом приемки объекта считается дата подписания Муниципальным заказчиком акта приёмки законченного реконструкцией объекта.
Весь порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию прописан Градостроительным кодексом. Вводом в эксплуатацию занимается Заказчик на основе предоставленных Генподрядчиком документов. Пункт 7.2.2 раздела 7 "Проект контракта" установлен для ввода объекта в муниципальную собственность и передачи соответствующим эксплуатантам.
5. По доводу Заявителя о том, что в соответствии с инструкцией, указанной в разделе 2 документации, не представляется возможным установить состав предложения участника закупки в отношении объекта закупки, при котором заявка данного участника не будет отклонена, Заказчик пояснил следующее.
Конкурсная документация не содержит требований к материалам как указано в жалобе. Требования к участнику о предоставлении каких-либо показателей по материалам в документации отсутствуют. К заполнению заявки участником закупки процентная стоимость контракта по этапам работ, установленная в пункте 15 раздела 5 "Информационная карта", не имеет ни какого отношения. Данный пункт относится к исполнению контракта. Участник при заполнении формы 3 может указать предмет контракта и его стоимость.
Выслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
1) По доводу Заявителя о неверном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса объектом закупки установлено: "Выполнение работ по реализации проекта "Реконструкция базы гребного спорта МБОУ ДОД г. Костромы "ДЮСШ N 9", Речной проспект, д. 65" генеральным подрядчиком". Кодом по ОКПД2 определено 71.12.20.110: "Услуги заказчика-застройщика, генерального подрядчика". Данный ОКПД2 в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, установленный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, не входит.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает довод Заявителя о неверном выборе Заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) необоснованным.
2) По доводу Заявителя об установленном периоде оценки контрактов (2012-2016 годы) являющемся ограничением для участников, выполнивших работы в 2017 году Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок).
Согласно подпункту "б" пункта 27 Порядка показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Порядок не содержит требований и ограничений к периоду устанавливаемого в документации опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает довод Заявителя о том, что установление периода оценки контрактов с 2012 по 2016 годы является ограничением для участников, выполнивших работы в 2017 году, необоснованным.
3) По доводу Заявителя о несоответствии требованиям частей 1, 2, 3 статьи 54 Закона о контрактной системе положений документации, которые предусматривают, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, которые генеральный подрядчик должен выполнить самостоятельно, без привлечения иных лиц, представляются при заключении контракта, Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 54 Закона о контрактной системе в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает довод Заявителя о несоответствии требованиям частей 1, 2, 3 статьи 54 Закона о контрактной системе положений документации, которые предусматривают, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, которые генеральный подрядчик должен выполнить самостоятельно, без привлечения иных лиц, представляются при заключении контракта, необоснованным, так как Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 требует от заказчика включения в документацию о закупке возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам и, в то же время, Закон о контрактной системе, в соответствие с частью 5 статьи 51, запрещает требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации.
4) По доводу Заявителя о невозможности получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и тем самым невозможности получения подрядчиком окончательной оплаты за выполненные работы Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 3.4 раздела 7 "Проект контракта" окончательный расчет по Контракту производится Муниципальным заказчиком после исполнения Генподрядчиком принятых на себя по Контракту обязательств по выполнению работ в полном объеме, в течение 30 дней со дня подписания Муниципальным заказчиком акта приемки законченного реконструкцией объекта.
Согласно пункту 4.3 раздела 7 "Проект контракта" моментом приемки объекта считается дата подписания Муниципальным заказчиком акта приёмки законченного реконструкцией объекта.
Согласно пункту 5.2 раздела 7 "Проект контракта" моментом завершения работ считать дату подписания Муниципальным заказчиком акта приёмки законченного реконструкцией объекта.
Акт ввода в эксплуатацию не относится к порядку оплаты.
Вводом в эксплуатацию занимается Заказчик на основе предоставленных Генподрядчиком документов. Пункт 7.2.2 раздела 7 "Проект контракта" установлен для ввода объекта в муниципальную собственность и передачи соответствующим эксплуатантам.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает довод Заявителя о невозможности получения подрядчиком окончательной оплаты за выполненные работы по причине о невозможности получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необоснованным.
5) По доводу Заявителя о том, что в соответствии с инструкцией, указанной в разделе 2 документации, не представляется возможным установить состав предложения участника закупки в отношении объекта закупки, при котором заявка данного участника не будет отклонена, Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.
Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе регламентировано статьей 53 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 26 раздела 5 "Информационная карта" конкурсной документации установлены документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе (лоте).
Согласно подпункту 2.1 раздела 5 "Информационная карта" конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение участника конкурса в отношении объекта закупки. Указанное предложение участником закупки представляется по форме "ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКА КОНКУРСА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ", приведенной в разделе 6 "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА" (форма 3).
Согласно форме 3 раздела 6 конкурсной документации "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" требуется указать следующее:
N п/п |
Наименование выполняемых работ |
Цена выполняемых работ без НДС (цифрами и прописью), руб. |
Цена выполняемых работ с НДС (цифрами и прописью), руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого цена контракта, руб. |
|
|
Согласно разделу 8 "Техническая часть конкурсной документации" установлено техническое задание, содержащее ведомости объемов работ, в которых указаны наименования выполняемых работ.
Процентная стоимость контракта по этапам работ, установленная в пункте 15 раздела 5 "Информационная карта", к заполнению заявки участником закупки не имеет ни какого отношения.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает довод Заявителя о том, что в соответствии с инструкцией, указанной в разделе 2 документации, не представляется возможным установить состав предложения участника закупки в отношении объекта закупки, необоснованным
Запросов о даче разъяснений положений конкурсной документации в адрес Заказчика не поступало. Доводы о невозможности подачи заявки на участие в открытом конкурсе в жалобе отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройТон" необоснованной.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
Д.Ю. Белов
Л.Э. Руденко |
|
|
А.И. Суясов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 18 сентября 2017 г. N 12-10-130/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017